Салават: как все начиналось
История города
Города, города!.. Есть среди них большие и маленькие, есть древние и молодые. Наконец,
есть города роскошные, столичные и захолустные, есть праздные и неуемные труженики.
Я люблю свой город не только потому, что более сорока лет живу в нем, – люблю его за
строгость и аккуратность планировки, за компактность и благоустроенность кварталов, за
уют и обихоженность, вообще за то, что это мой город. Нет, я совсем не домосед.
Довелось покататься по матушке-России, бывать за рубежом. Лицезрел и вечный Рим, и
город любви и романтиков Париж, топтал брусчатку древнего Константинополя, Лондона,
Копенгагена. Но сердце мое навсегда отдано Салавату!
Тема истории города меня давно влечет. И брался я за неё несколько раз, но откладывал
ввиду неохватности по объему. В конце концов мне показалось достаточным
довольствоваться узкими временными и тематическими рамками: шестидесятые годы и
простые повседневные дела, их сопровождающие.
Для начала напомним известные факты: основан Салават в 1948 году в связи с началом
строительства нефтехимического комбината № 18 (ныне ОАО «Газпром нефтехим
Салават»). По первоначальному проекту планировалось построить поселок на 25 тысяч
жителей. В мае 1948 года прибыл Черногорский десант, и уже в конце июня в пойме
появился первый дом. Тогда же от колхоза «Красный герой» было отчуждено 18,2 гектара
земли для железнодорожного полотна «Ишимбай – Тюльган», и сразу приступили к
строительству насыпи.
Не оспаривая приведенного выше, попытаемся восстановить события тех лет.
«Наступил май 1948 года. Была разбужена раздольная башкирская степь. Застучали
топоры и пилы, острые лопаты впились в лежалую землю – закипела гигантская
стройка…» Такой или примерно такой сценой начинаются многие произведения о
Салавате. Но мы пойдем другим путем, менее проторенным и более прозаическим.
Действительно, наступил май 1948 года. В необъятную степь с задачей построить завод и
поселок прибыл первый десант из 15 человек. Представим себя на месте этих пятнадцати.
Вот они прибыли и встали в степи: справа – просо, слева – ковыль! Повернешься наоборот– просо слева, ковыль справа. Кадров нет, транспорта нет, механизмов нет, проектов нет.
Стройматериалов, как и оборудования, тоже нет. Вообще ничего нет! Только указание
построить завод в срок!
Но прибывшие десантники были людьми опытными и верно выбрали приоритеты. Шаг за
шагом, ступень за ступенью задачи решались по одной, причем делалось это доступными
для того времени методами: полетели по министерствам и ведомствам запросы на
кадровые вливания, по деревням отправились вербовщики. Исследовали и разработали
местные ресурсы – песка, глины и гравия для строительства дорог и производства
железобетона. Расселили прибывающих рабочих по квартирам и временным палаткам.
В дело включились и военные: в течение трех месяцев они соорудили несколько щитовых
бараков, в которых разместились солдаты и офицеры. Потом прибыли по этапу
заключенные. Они долбили землю и ставили для себя палатки на врытые в землю ямы.
Появились и вольнонаемные строители. Первый выпуск учащихся строительных
профессий только что открывшегося в Ишимбае училища ФЗО был полностью направлен
на новостройки нефтехимии. Приглядевшись, охотно шли в строители обездоленные
крестьяне близлежащих деревень.
Строительство комбината и жилого поселка было поручено коллективу треста
«Ишимбайгазстрой». Прибывали добровольцы из самых различных областей Башкирии и
других республик. Вот только тогда завизжали пилы, застучали топоры, и 25 июня 1948
года на месте будущего города появился первый двухэтажный дом – щитовой барак.
Впоследствии он оказался на углу улиц Первомайской и Строителей. Чуть ниже по
будущей улице Строителей пробурили первый колодец, вода из него добывалась
обычным поршневым насосом.
Строительные организации тогда назывались – строительные районы. В разные времена
таких районов насчитывалось восемь. Первый и второй из них (начальники: Ф. М.
Баранов и В. И. Насс) специализировались на возведении промобъектов комбината № 18,
четвертый и пятый – на возведении жилья в поселках, третий занимался строительством
наружного водопровода и канализации. Он же подсоблял в дорожном строительстве, да
так подсоблял, что проложил 124 километра рельсовых путей и заасфальтировал 732
тысячи квадратных метров дорог, площадей и тротуаров. Стеклозавод возводил шестой
строительный
район,
строительством
железнодорожных
путей
занимался
специализированный мостопоезд № 97/2. Силами этой организации продлен путь от
станции Аллагуват до станции Салават Юлаев. Позже там было проложено шесть путей
для маневра, на них постоянно работал один паровоз.
Активное участие в прокладке транспортных артерий принимало строительное
управление СУ-3 (третий строительный район). В частности, это управление
прокладывало подъездные пути к сырьевым источникам стройматериалов, к небольшим
организациям и уложило 7,5 километра трамвайных путей от рынка до управления
комбината. Но основное направление деятельности этого района затем обратилось на
канализацию и водопровод. Его силами выполнены все подземные коммуникации в
городе.
Первоочередных задач у строителей было много, но в первый год главные усилия были
брошены на создание производственно-технической базы. В течение трех-четырех
месяцев построены временные дороги к кирпичному заводу в Аллагувате и
административному зданию треста «Ишимбайгазстрой». Сам кирпичный завод
модернизировали, увеличив производительность. В городе Ишимбае был построен домдля работников треста и комбината. Разработаны карьеры для добычи песка и гравия,
организованы лесобиржа и лесопильный завод. Проложена железная дорога на Кумертау.
Лесопильный завод представлял собой четыре установленные между сугробами
пилорамы, которые обеспечивали новостройку лесоматериалами. Одновременно велось
строительство складов, баз оборудования, разработка сырьевых источников и возведение
жилья для заключенных.
Где жили романтики-энтузиасты
В город тогда ежегодно прибывало четыре-пять тысяч молодых работников. Часть их,
конечно, не выдерживала суровых условий, но оставшиеся должны были где-то ютиться.
Жилищные проблемы разрешались многовариантно. Жили в палатках или в Ишимбае.
Первых постоянных поселенцев расселяли по квартирам в домах окрестных деревенек.
Население сдавало углы строителям, но не могло разместить всех прибывших на стройку
людей. Потому часть приезжих поселили в Ишимбае и даже Стерлитамаке. Не стоит
думать, что местное население – жители прилегающих деревень Малый и Большой
Аллагуват, Малое Мусино, Кудакаево, Кожак, Юпитер, Марс – с удовольствием пускало
постояльцев: платы за проживание не было как таковой.
В 1948 году в будущем Салавате было построено всего пять индивидуальных домов
общей жилой площадью 150 квадратных метров. Из них первые два дома были заселены в
начале 1949 года. Особенно трудной и неблагоприятной оказалась зима с 1948 на 1949
год. На новостройке тогда насчитывалось ровно 1000 постоянных жителей. Один из них,
А. Н. Филаретов, вспоминает, что у него на квартире Новый год встречали 24
комбинатских работника. Он как раз переселился из Ишимбая в первый финский домик на
будущей улице Пушкина. С ним жили престарелые родители, а также квартиранты. В
своих воспоминаниях он пишет, что зима была настолько снежной, что за ночь их дом
заносило под крышу. Порой поутру преклонного возраста отец Алексея Николаевича
вылезал в окно, расчищал от заносов дверь и выпускал «пленников» на работу.
Летом 1949 года появилась первая улица, в честь самоотверженного труда
первопроходцев её нарекли улицей Строителей. Начало собственно городу заложили
десять двухэтажных бараков из древесины хвойных пород, отстроенных одним порядком
на этой улице. Другой порядок заняли бараки.
Решалась и кадровая проблема. Принять участие в стройке века призывали газеты и
радио. Специальные вербовщики без устали работали в окрестных деревнях и крупных
промышленных центрах. Характерной особенностью коллектива будущего города была
молодость. На строительство будущего комбината прибывала молодежь со всех концов
страны – из Уфы, Ставрополя, Саратова, Горького и других городов. В основном это были
выпускники школ, строительных и ремесленных училищ. Ехали демобилизованные
воины, среди которых было много бывших фронтовиков, ехали выпускники институтов.
Готовили специалистов в ремесленных училищах Уфы, Черниковска, Бирска, Казани и
Благовещенска. Один за другим вставали новые бараки, а новоселов размещал весьма
популярный комендант общежития Иван Константинович Ераносов.
Молодежь налаживала жизнь и вершила крупные дела. (Продолжение следует)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев