В статье « Кто первожители Зиргана» я привел имеющуюся информацию о первом поселении на месте современного Зиргана – постоялом дворе ( кормовище) на вновь построенном в 1766 году участке соляной дороги из Соль - Илецка, продленной от пристани в Бугульчанах до новой пристани в устье реки Ашкадар.
Для обслуживания дороги и перевозки соли были привлечены 1200 тептярей «о двуконь», которые и работали здесь, пока не прекратили перевозку соли до Стерлитамакской пристани.
Однако, недолго соль возили на Стерлитамакскую пристань. Уже в 1769 году вернулись к погрузке ее на барки в Бугульчанах, а затем, разобравшись с географией, перешли на перевозку гужевым транспортом или по рекам через Переволоцк, напрямую в Самару, Казань, на пристани Камы и Волги. Часть соли, необходимую для обеспечения Уфимской, Екатеринбургской и Исетской провинций возили также гужевым транспортом через Стерлитамак и Табынск.
Поскольку дорога была построена и оборудована постоялыми дворами, стали использовать ее как ямскую дорогу, обязав башкир прилежащих деревень обеспечивать перевозку грузов, почты, а при необходимости и армии за отдельную плату, конечно. То ли башкир тяготила такая повинность, то ли правительство не устраивало качество их работы, а уже в 1771 году был заключен договор от 21 сентября 1771 года по которому башкиры Азнаевой тюбы передали (без оплаты) часть своей вотчинной земли 30 семьям ясашных татар, прибывших из Казанской дороги, сроком на 30 лет. Вместе с землей была передана и обязанность: « А во оных годах, живучи им …, на той нашей земле, подводную гоньбу и следующия з денежною е.и.в. (Её Императорское Величество) казною команды отправлять безостановочно, сколько б под оную подвод не потребовалось, то им, татарам, впрягать неотменно с каждого двора по 2 подводы, разве более того когда потребуется, в таком случае взять им, татарам и из башкирских жительств потребное число. А переменять им те подводы вверх по Белой у тамьянцев, а вниз на состоящем Аллагувацком яму. В зимние же времена по дороге вехи ставить, а весною на реках и речках в той их, татарской, нынешней от нас, вотченников, даче текущих мосты мостить и оные во всякой исправности содержать им, татарам. Когда ж чрез то их жительство будут следовать полки и воинские команды, то им довольствовать оных фуражем и прочим».
«Переменять подводы у тамьянцев» - видимо в Бугульчанах или где-то в районе современного Мелеуза, поскольку южная граница между Юрматынской и Тамьянской волостями проходила по рекам Мекетевле и Нугушу.
Изучая ревизские сказки, видно, что проявляя склонность и, видимо, способности в торговле, многие татары переходили в купечество Стерлитамака и Сеитовской слободы (под Оренбургом). Известны случаи перевода татар в Оренбургское казачество. К переписи 1796 года из 30 семей татар, прибывших в 1771 году, в деревне Зиргановой осталось ясашных татар 65 душ мужского пола, да позже приехали еще 13 душ мужского пола татар служилых.…
В 1811 году в деревню Зирганову переселились новокрещеные чуваши, а весной 1816 года - новокрещеная мордва – эрзя. И чувашам и мордве была вменена рекрутская повинность по заготовке леса для корабельного строительства.…
И.И. Лепехин, путешествовавший по Оренбургской губернии и прошедший по реке Белой в 1770 году от Табынска до истоков ее, пишет, что «…лес в Стерлитамак пригоняют водою верст за 300 из Уралу».
Позже встречаются договоры по обслуживанию ямской, а затем и почтовой станции представителями всех проживающих здесь наций.
В 19 веке, и особенно, в начале 20 века приток населения в Зирган увеличился и Уфимские епархиальные ведомости в 1901 году №4, на стр. 216 приводят следующий национальный состав населения села Зирган.
В 1901 году здесь жили: Русские - 1120 , мардвины- 1465, татары - магометане – 1065, чуваши – 560 человек.
А вот какой состав населения сформировался в Зиргане к 1917 году.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДВОРНОЙ ПЕРЕПИСИ СЕЛА ЗИРГАН в 1917 году.
Национальность Количество хозяйств Количество жителей Скот рабочий Угодья (десятин) Пашня (десятин)
Без посева До 4 десятин 4-10 десятин 10-15 десятин Более 15 дес.
Татары 394 2425 498 1562,9 76 196 106 9 7
Мордва 284 1751 438 1326 23 142 104 10 5
Русские 196 1326 315 967 61 57 59 11 8
Чуваши 63 327 60 187 11 39 13 - -
Украинцы 13 86 - - 13 - - - -
Немцы 5 11 - - 5 - - - -
Башкиры 4 27 5 7,6 - 4 - - -
Мишари 2 9 - - 2 - - - -
Белорусы 2 9 - - 2 - - - -
Черкесы 1 3 1 - 1 - - - -
Всего 964 5974 1317 4050,5 190 438 282 30 20
Вы самостоятельно можете анализировать данную таблицу и сравнивать с современным положением в родном Зиргане, а я не удержался от соблазна найти информацию о единственном человеке, представляющем нацию черкесов в Зиргане, тем более, что и в более ранних документах я встречал информацию о проживании этого человека в Зиргане.
Вот что записано об этой семье в 1917 году: Аслан Гарей Аслан Гареев, крестьянин, черкес, 38 лет, промысел - лудильщик, дочь- 5 лет, жена -27 лет, земли нет, лошадь-1.
Помню, уже после Великой отечественной войны, году в 1955-58 у нас прохудился самовар, и меня посылали отнести его для ремонта « к Черкесику», хорошо залудил он его, больше самовар не худился. Правда, насколько мне помнится, мастер был молодым, невысоким – видимо первый лудильщик передал квалификцию сыну или внуку по наследству. Постепенно потомки первого и единственного черкеса в Зиргане ассимилировались с местным населением. Какое-то время воспоминание о нем сохранялось в прозвище, передаваемом его потомкам, а уж прозвища Зиргане имели практически все жители и нередко они были известны более официальных фамилий.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев