Зирган, основанный в 1766 году как «кормовище» – постоялый
двор для обозов, перевозящих соль из Соль-Илецка к
Стерлитамакской пристани, где соль перегружалась на барки и по
рекам Белой и Каме сплавлялась до Волги, а по ней поднималась до
Нижнего Новгорода.
Естественно, часть соли распродавалось по пути.
26
Для перевозки соли и обслуживания соляной дороги, как мы уже
знаем («Кто первожители Зиргана»), было привлечено 1200 тептярей,
которые скорее всего и были первыми, кто поселился здесь для
обслуживания проходящих обозов с солью.
Так и не достигнув обещанного царице Саввой Тетюшевым объема
поставок соли через Стерлитамак в 1 миллион пудов в год, уже в
1769 году вернулись к перевозке соли до пристани в Бугульчане и
перегрузке соли на барки там.
Перевозки соли по вновь построенной дороге к Стерлитамаку резко
сократились.
Оставались перевозки для внутреннего потребления близлежащих
губерний, причем Воскресенск, Табынск, Уфу удобнее было
снабжать по Ногайской, (иногда называемой Старой башкирской)
дороге, проходящей по правому берегу р. Белой и пересекающей
реку Белую в Бугульчанах.
Верхнеуральск, Челябинск, Екатеринбург снабжались по
зауральской дороге через Троицк.
После двукратного переноса Оренбурга с первоначального его места
расположения (там, где сейчас находится г. Орск) в устье реки
Сакмары, где он и сейчас располагается, в 1743году была построена
прямая дорога из Оренбурга в Казань, названная Ново-Московской
дорогой, также была построена прямая дорога в Самару. По этим
дорогам значительная часть соли стала вывозиться гужевым
транспортом, до пристаней и крепостей на Каме и Волге.
Естественно, построенную дорогу к Стерлитамаку стали
использовать как почтовую с организацией почтовых ямов. С 1751
года повинность содержать почтовые станы и обеспечивать
перевозку почты, курьеров, грузов и войск была возложена на
местное башкирское население близлежащих деревень. На
содержание почтовых ямов с каждого башкирского и мишарского
двора брали по 21,5 копейки.
Башкиры должны были находиться «в немалом от домов
разстоянии», месяцами «неотлучно» держать в готовности лошадей.
Иногда башкиры нанимали на почтовые станции наемных
почтальонов, которым платили деньги за счет сбора с народа, но это
обходилось дорого. Башкиры обращались в Уложенную комиссию с
просьбами передать почтовые станции на казенное содержание и
избавить их от тяжелой ямской гоньбы.
27
Одними просьбами дело не ограничивалось, так в 1773 году
башкиры выжгли все почтовые станции от Оренбурга до Зилаира на
расстоянии 200 верст, оставили свои деревни, увели семьи и скот в
горы.
Поскольку башкиры использовали деревни большей частью только в
зимний период, а летом откочевывали со своим скотом на летние
пастбища, надо полагать желаемой надежности и скорости перевозок
достигать вряд ли удавалось.
Такая ситуация не могла устроить ни Ямскую канцелярию
(Министерство путей сообщения и почт по-нашему), ни местное
население.
Было найдено компромиссное решение – башкиры практически по
всем дорогам стали припускать на свои земли татар Казанской
губернии, перепоручая им за это выполнение повинности по
содержанию почтовых станов и обеспечению перевозок.
Татар это устраивало, поскольку здесь они, конечно, получали
значительно больше земли, чем в густонаселенной Казанской
губернии, кроме того, не желающим менять свою религию на
христианскую, это позволяло удалиться от русских, агрессивно
настаивающих на крещении.
Вот такая ситуация к 1771 году созрела также с нашим почтовым
ямом и 21 сентября 1771 года был заключен договор об отдаче
башкирами Юрматынской волости в оброчное владение своей
вотчинной земли татарам Казанской дороги.
Договор настолько интересен, грамотно и полно составлен, что не
имеет смысла его комментировать. Привожу его копию.
No 327. 1771 г. сентября 21. — Запись поверенных башкир Ногай-
ской дороги, Юрматынской вол. Юлдаша Буриева с товарищами
татарам Казанской дороги Аширу Утяганову с товарищами об
отдаче им в оброчное владение на 30 лет своей вотчинной земли по
р. Белой.
Лета 1771-го году сентября в 21-ы день. Уфимского уезду, Ногайской дороги, Юрматынской волости,
команды старшины Кусяп-кула Азатбаева башкирцы бывшей сотник Елдаш Буриев, редовые Ермак
Каракучюков, Тляумбеть Алдакаев, Кутлучура Абдуллин по данной нам оной Юрматынской волости от
всех вотчинных.башкирцев за руками и тамгами их, всего, кроме нас, Елдаша с товарищи, ото 148-ми
человек, в роде своем не последних, по общему и добровольному их согласию поверенности, будучи по
посылке от них в Оренбурге у крепостных дел, в силе учиненной в Оренбургской губернской канцелярии
сентября 16-го ч[исла] журнальной записи, дали сию запись Уфимского ж уезду, Казанской дороги
ясашным татарам команды сотника Аднагула Маметкулова, деревни Шигаевой Аширу. Утяганову,
старшины Башира Даутова Муслюму Гаввясову; той же дороги, Сингрянской волости, команды
старшины;ж Балтакая Мавлюшу Резяпову с товарыщи в том, что отдали мы; вотченники
башкирцы, им, татарам Аширу, Муслюму и Мавлюшу, со общего нашего а детьми, внучаты и
родственниками большими и малымн согласия доставшую нам после предков наших жалованную,
вотчинную“ свою землю, состоящую по Белой реке по течению оной на левой стороне где проложена
ныне большая от- Оренбурга к Уфе проезжая дорога в нижеписанных урочищах, а имянно: от озера
Бектемирова на вершину речки Тардака, и по течению оной до устья её, от того устья, захватывая
28
устье Карагайлы-Кулака, прямо на Белую реку и наниз по течению оной на озеро Баш-куль, а от того
озера на состоящей на вершине того озера вяз, а от того вяза на Фяткинский колок, а оттоль по
Джиянгуловской овраг, а по-нутри оного оврага даже до вершины ево, а от вершины того на вершину
ж речки Ратата, а от того места на вершину Берлю~Кувака, а потом прямо по сырту на Кучкелдинской
мар, а от того мару наниз по течению впадающей в Ратат речку на вершину Мямяковской овраг, а от
той вершины по течению, речки вдаль не ходить, токмо прямо на Мунаитовской тальник, а от того
тальника на Уткяшевскую пещеру, а от того места на руской кош, а от коша по середине ремы на
Арал, нижним того Арала корцом на Акташ, а от Акташа на Ратовское одинакое ветло, а от тог места
вначале на написанное Бикте- мировское озеро между Ярты-аремою и Баш-кулем; данной им, та-
тарам, и неданной от нас; вотчинников, имеющейся лес рубить им, Аширу, Муслюму и Мавлюшу с
товарищи, невозбранно; с тем, чтоб им, Аширу, Муслюму и Мавлюшу с товарищи, поселиться на со-
стоящем по той дороге. Чиркинском яму деревнею 30-ю дворами.
. И жить им на том месте 30 лет с таким при том договором, что когда , они, татара, поведут себя
добропорядочно, то и по прошествьи того 30-летняго термина нам, вотченникам, их, татар Ашира,
Муслюма и Мавлюша, и товарищей их, с той земли не ссылать и в надлежащих терминах вновь с
ними договор и запись заключить должны неотменно. А ежели оных Ашира, Муслюма и Мавлюша
и с товарищей, кто ни есть, между народом учинит худые поступки, то есть изобличится в воровстве
и в протчем, такого подозрительного токмо одного и до означенного 30-летняго срока выслать. А во
оных годех, живучи им, Аширу, Муслиму.и Мавлюшу с товарищи, на той нашей земле, подводную
гоньбу и,:следующия з денежною е. и. в. казною команды отправлять безостановочно, сколько б
под оную подвод не потребовалось, то им, татарам, впрягать неотменно с каждого двора по 2
подводы, разве более того когда потребуется, в таком случае взять им, татарам, и из башкирских
жительства потребное число. А переменять им те иодводы вверх по Белой у тамьянцов, а вниз на
состоящем Аллагувацком. яму, В зимния ж времена по дороге вехи ставить, а весной; на реках и
речках в той их, татарской, нынешней от нас, вотчинников,даче текущих мосты мостить и оные во
всякой исправности содержать им, татарам. Когда ж чрез то их жительство будут следовать полки и
воинския команды, то им, Аширу, Муслюму и Мавлюшу с товарищи, довольствовать оных
фуражем и прочим. За всем же тем имеющияся на всех вышеписанных урочищах удельной
сосновой и другой лес им, татарам Аширу, Муслюму и Мавлюшу с товарищи, не рубить и бортей не
делать, а делать те борти на той земле нам, вотчинникам, самим. А по Белой реке в данных им,
татарам, межам как во оной реке Белой, так и в озерах
рыболовством пользоваться им, татарам, обще с нами, вотченниками окроме того, что для рыбной
ловли огорожено по Белой в трех местах и на озере Ратате в четырех, на озере Баш-куле на одном месте
и как реки Белой, так и озер нам, вотченникам, и им, татарам, не перегораживать. А на той же данной
земле звериные ловли иметь, как нам,,вотченникам башкирцам, так и им, татарам, обще ж. Когда же
они, татара, зверей с той им данной земли гон ют на наши дачи, то им, татарам оных на наших дачах
также ловить, а нам, вотчен-
никам, | в том отнюдь не препятствовать . Летним же времянем кочевать с нами обще тем татарам только
3-м дворам вышеписанным Аширу, Муслюму и Мовлюшу. А скота нашего со обоих сторон — их,
татарской, нам, вотченникам, а им, татарам, наш (хотя оной и к жительству нашему зайдет ) — отнюдь не
ловить и не захватывать. Хлебопашенные ж места городить им, татарам, кругом пряслами, и с той же
данной земли для содержания яму сенные покосы, бревны и протчей потребной лес рубить, и лубья
снимать им, татарам, с бережением по верхней: стороне Алмалинской дороги. И тако договорились мы,
все вотчинники башкирцы Елдаш с товарищи, чтоб от них, татар Aшира, Муслюма и Мавлюша с
товарищи ж, за тое землю с угодьи во все вышеписанное время брать на, каждый год оброку по 20-ти коп.
з двора, а со всех 30 и дворов по б-ти руб. в год, получая оные от них, татар, погодно, в
платеже.котороуо татарам, ни малейших отговорок и тем деньгам задержания не чинить, а отдавать,
собирая по дворам,, всегда сполна. Ежели ж из вышеписанных 30-ти дворов будут.; отделяться сыновья
от отцов, а братья от братьев, с таковых дворов оброку нам, вотчоенникам, не требовать, токмо*
посторонних более вышеписанных 30-ти дворов к поселению с собою им, татарам, отнюдь не принимать,
да и нам, башкирцам, никого не допускать. Напредь же сей записи оная наша вотчинная земля со всеми
угодьями никому не продана, не заложена и в кортом, кроме их, татар, иным не отдана и, ни; в какие
крепости ни у кого не укреплена. А ежели кто в тое землю и в протчие угодьи будет вступаться, то во
все вышеписанное время нам, вотченникам,. ,
и по нас наследникам нашим их, татар, и наследников их | от вступщиков очищать и не до каких
убытков их, татар, и наследников их не доводить. А ежели, паче чаяния, неочищением нашим,
вотченников Елдаша с товарищи, и наследников наших та вотчинная наша земля с угодьями от
них, .татар, и от наследников их отойдет, и им, , татарам, чрез переселение, причинятся убытки, то все
оные должны. мы, вотченники, и наследники наши им, татарам Аширу с товарищи, заплатить сполна по
их.скаске. И впредь нам, вотченникам Елдашу с товарищи, и по нас наследникам вышеписанную
отданную им, татарам, землю с угодьи никому не продавать и не закладывать и в наем не отдавать.
Оренбургская крепостнйя кантора, д. М 581, Записные книги гор. Оренбурга 1771 г., АЛ. 3 об.—6 об.
29
..
Так с 1771 года почтовый ям и дорога были переданы в
обслуживание 30 семьям ясашных татар на 30 лет, а жить им
разрешалось «при состоящем на той дороге Чиркинском яму».
К сожалению, мне не удалось найти другого документа, созданного
до того времени, когда в 1774 году уже упоминается деревня
Зирганова, а так остается повод для сомнений- был это Чиркинский
ям или это ошибка документа, ошибка перевода.
Очень интересно было бы сообща установить границы земли,
переданной башкирами татарам, переведя названия урочищ
(ориентиров) которыми пользовались башкиры в то время, на
современные названия. Выделим эту часть текста, чтоб было легче
читать.
..ОТДАЛИ ДОСТАВШУСЯ НАМ ПОСЛЕ НАШИХ ПРЕДКОВ
ЖАЛОВАННУЮ СВОЮ ЗЕМЛЮ .....ОТ ОЗЕРА БЕКТЕМИРОВА
НА ВЕРШИНУ РЕЧКИ ТАРДАКА И ПО ТЕЧЕНИЮ ОНОЙ ДО
УСТЬЯ ЕЕ, ОТ ТОГО УСТЬЯ, ЗАХВАТЫВАЯ УСТЬЕ
КАРАГАЙЛЫ КУЛАКА, ПРЯМО НА БЕЛУЮ РЕКУ И НАНИЗ ПО
ТЕЧЕНИЮ ОНОЙ НА ОЗЕРО БАШ-КУЛЬ, А ОТ ТОГО ОЗЕРА НА
СОСТОЯЩИЙ НА ВЕРШИНЕ ТОГО ОЗЕРА ВЯЗ, НА
ФИТКИНСКИЙ КОЛОК, А ОТТОЛЬ ПО ДЖИЯНГУЛОВСКОМУ
ОВРАГУ, А ПО НУТРИ ОНОГО ОВРАГА ДАЖЕ ДО ВЕРШИНЫ
ЕВО, А ОТ ВЕРШИНЫ ТОГО НА ВЕРШИНУ РЕЧКИ РАТАТА, А
ОТ ТОГО МЕСТА НА ВЕРШИНУ БЕРЛЮ – КУВАКА, А ПОТОМ
ПРЯМО ПО СЫРТУ НА КУКЧЕЛДИНСКИЙ МАР, А ОТ ТОГО
МАРА НАНИЗ ПО ТЕЧЕНИЮ РЕЧКИ, ВПАДАЮЩЕЙ В РАТАТ
РЕЧКУ НА ВЕРШИНУ МАМЯКОВСКИЙ ОВРАГ, А ОТ ТОЙ
ВЕРШИНЫ ПО ТЕЧЕНИЮ РЕЧКИ ВДАЛЬ НЕ ХОДИТЬ, ТОКМО
ПРЯМО НА МУНАИТОВСКИЙ ТАЛЬНИК, А ОТ ТОГО
ТАЛЬНИКА НА УТКЯШЕВСКУЮ ПЕЩЕРУ, А ОТ ТОГО МЕСТА
НА РУСКОЙ КОШ А ОТ КОШО ПО СЕРЕДИНЕ РЕМЫ НА АРАЛ,
НИЖНИМ ТОГО АРАЛА КОНЦОМ НА АКТАШ, А ОТ АКТАША
НА РАТОВСКОЕ ОДИНОКОЕ ВЕТЛО, А ОТ ТОГО МЕСТА
ВНАЧАЛЕ НА НАПИСАННОЕ БИКТИМИРОВСКОЕ ОЗЕРО
МЕЖДУ ЯРТЫ АРЕМОЮ И БАШ КУЛЕМ.
30
Из всех ориентиров до настоящего времени сохранились названия,
насколько я понимаю, только речки Ратата, да Берли- Куака, что в
переводе с башкирского означает « мелкий кустарник».
ТАРДАКА - помню я, как-то в детстве бежали мы с друзьями по
улице Октябрьской на Белую купаться. У второго от начала улицы
дома, на скамеечке сидела бабушка Фиона, родившаяся где-то в 1870-
1880 годах. Остановила она нас и спросила: « Вы где теперь
купаетесь?» Мы ответили, что во Втором Ратате . Она
поинтересовалась : « А Тардака там еще течет?». Мы ответили, что
там кроме Белой ничего не течет и побежали дальше.
Незнакомое слово мне запомнилось лет на 50, а когда впервые
прочел данный договор, поехал изучать это место. Скорее всего,
Тардака могла протекать по оврагу, который начинается у озера, там
где давно был курятник колхоза «Трудовик», который сожгли ввиду
заболевания кур какой-то инфекционной болезнью. Овраг
заканчивается Вторым Рататом. Сейчас это овраг, впадающий в
старицу, образовавшуюся после изменения русла Белой. В наше
время здесь протекала Белая. Русло было очень широким с тремя
островками, заросшими тальником. Годах в 1960-х острова
постепенно смыло. До 1913 года, когда Малой Белой еще не было,
здесь была цепь озер. Похоже, что это озеро и называлось Баш-кулем
(главное, верхнее озеро).
- ОЗЕРО БЕКТЕМИРОВО – если мы правильно определили Тардаку,
то это видимо восточная часть озера Ратат или Круглого, так теперь
называют эти озера, как одно, хотя там есть и перешейки,
разделяющие озеро на отдельные части.
- ФИТКИНСКИЙ КОЛОК – уважаемая Татьяна Матвеевна Рябова
рассказывала мне, что там, где сейчас расположен комплекс СПК
« Трудовик», до ВОВ росли дубовые деревья, которые вырубили на
дрова во время войны. Дубовые лесочки называли колками.
- ДЖИЯНГУЛОВСКИЙ ОВРАГ- если это был Фиткинский колок,
то рядом с ним бывшее устье оврага Тувы-лей ( Свиной ключ), как
позже назвали его мордва-ерзя, пришедшие в Зирган в 1816 году.
Татары сейчас называют его Каил- курке ( Березовый индюк).
Здесь, видимо, сомневаться не приходится, поскольку, поднявшись
по этому оврагу до вершины его и перевалив через Кара горы, мы
попадаем на вершину речки Ратата, а оттуда на вершину Берли -
куака. Все как в договоре. Да и дедушка мой говорил, что раньше
31
земля в Тувы – лее принадлежала татарам, а мордовская земля от
этого оврага до Старинской дороги и далее, почти до Сухайлы.
- КУКЧЕЛДИНСКИЙ МАР – марами называли курганы, крутые
холмы. От вершины Берли-куака поднявшись на хребет, мы придем к
верней точке хребта на которой теперь установлена геодезическая
вышка. Похоже этот холм и называли Кукчелдинским маром.
Возможно, что под этим маром похоронен уважаемый человек
Кукчелда.
- МАМЯКОВСКИЙ ОВРАГ- спустившись с хребта, мы попадаем
на современные Холодные родники, и вниз от них где- то был
Мамяковский овраг.
- УТКЯШЕВСКАЯ ПЕЩЕРА- когда после 6 класса мы возили
зерно от комбайна на полевой ток, который был устроен недалеко от
Холодных родников. Наш ровестник Шкаликов Вениамин рассказал
нам, что где-то в этом овраге была пещера. Мы искали ее, но не
нашли.
- РУСКОЙ КОШ- этот ориентир представляет особый интерес. Он
говорит о том, что здесь до прихода татар уже жили русские люди.
Скорее всего, кош находился в лесочке, где в Советское время
располагался полевой стан тракторной бригады МТС, поскольку там
имеется родник и воду можно добывать, устроив неглубокий
колодец. В ближайшей округе я не нашел источника воды. Можно
допустить, что кош находился около дороги Зирган- Мелеуз
примерно там, где теперь находится железнодорожный переезд, но
тогда воду пришлось бы им добывать, спустившись довольно далеко
к озеру.
Вот примерные границы земли, переданной башкирами
Юрматынской волости татарам Казанской дороги вместе с
обязанностью обслуживать ими новую большую дорогу проходящую
через Чиркинский ям.
Я думаю, что если найти границы полей первого татарского
колхоза « Шарык», они не сильно будут отличаться от искомых нами
границ.
Подводя итоги, можем констатировать, что первым жильем на месте
современного Зиргана было «кормовище», созданное в 1766 году
тептярями, как промежуточная стоянка для отдыха и кормления
лошадей и людей, перевозящих соль из Соль-Илецка в Стерлитамак.
После снижения объема перевозок соли по этой дороге, стоянка
32
использовалась как ям с возложением обязанностей по
обслуживанию яма и дороги на башкир прилежащих деревень.
Затем в 1771году башкиры передали обязанности по обслуживанию
яма и дороги татарам Казанской дороги, которые построили около
существовавшего Чиркинского яма дополнительно 30 домов и все это
вместе стало называться деревней Зиргановой.
Поскольку слово Чиркинский отдаленно напоминает слово
Зирганский, можно предполагать, что в оригинале договора,
написанного на татарском языке, было несколько другое название, а
при переводе допущена ошибка.
Интересную версию предложил Рябов Сергей Викторович – он
предположил, что ям назывался Чириковским в память о
подполковнике Чирикове, погибшем здесь в 1735 году при нападении
башкир на роты драгун. Очень интересная и логичная версия.
Здесь истина восторжествует, если мы найдем любой другой
документ до 1771 года с упоминанием названия этого яма. Более 10
лет я ищу его – безрезультатно. Подключайтесь, земляки, я уверен,
что кому – то обязательно повезет.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев