Поговорку « хлеб всему голова» мы все, конечно, знаем.
Наряду с хлебом, повышенным и постоянным спросом пользовалась соль,
поскольку человек нуждается в ежедневном применении ее в пищу, а также для
консервирования продуктов.
Соль в России всегда была в дефиците, она дорого ценилась, ее берегли,
экономили. Даже приметы - страшилки придумали, сохранившиеся до сих пор
типа: «соль рассыпал - быть ссоре».
Похоже, и Зиргану соль была «головой».
После Оренбургской экспедиции И. К. Кирилова и строительства крепостей по
р. Урал, была начата государственная заготовка и вывоз соли из залежей ее в
Илецкой защите (ныне г. Соль- Илецк).
Такой же патриот г. Стерлитамака, как и мы с вами патриоты Зиргана,
Анатолий Константинович Трошин, проживая в Москве, очень глубоко
проработал в Центральном архиве всю информацию о Стерлитамаке,
Оренбурге, Соль - Илецке и Соляной дороге.
В своей книге, в единственном экземпляре, хранящейся в Стерлитамакском
музее он приводит выписки из архивных документов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ.
Фонд 6 и 16.
л.10. За илецкой солью ездят по большей части башкирцы и живущие в
Уфимской провинции иноверцы. Ежели оную возить к берегам Камы и Волги,
то две дороги к тому признаются. Первая, способнейшая, еще в 1735 году
опробована при статском советнике Кирилове, сухим путем в города Табынск,
в котором соляные варницы бывали, Уфу и Бирск на реке Белой, в село Пьяный
Бор на Каме , в которые места от башкирцев Кириловым несколько пудов соли
принято и плачено за пуд в Уфе по 8 коп., а в Санкт — Петербурге и Москве по
20 копеек. (Тогда старая башкирская или Ногайская дорога шла от Уфы по
правому берегу р. Белой, через современный Воскресенск. Белую пересекала
она в Бугульчанах.)
л. 51. Для исследования илецкой соли послан в 1744г. секунд- майор
Кублицкий с геодезистом.
л. 55. Губернатор И.И. Неплюев доносит в кабинет Ее Императорского
Величества 21.декабря 1744г.: отправление илецкой соли возможно водою,
других ближайших способов нет, как Белою, в Каму, в Волгу.
л. 57. Магазин учредить на Белой, выше Табынска на изгибине реки на
расстоянии 100-150 верст от Оренбурга, а от Илецкой Защиты около 200 верст
сделать судовую пристань, не упуская вешней полой воды, нагружать соль в
суда. Лес для судов сплавлять с верховьев Белой.
л. 59. При Кирилове (умер в 1737 г.) башкирцы поставили илецкой соли 40 тыс.
пудов по 7-8 копеек за пуд.
23л. 60. Для перевозки соли можно использовать пристань в Бугульчанах.
( Кублицкий 1744 г.)
л. 114. Отдана для пробы в Академию наук адьюнкту М.В. Ломоносову
2 февраля 1745 г. илецкая соль, называемая « Чистое сердце» и « Ординарная»
л.154. И.И. Неплюев уговорил башкирских старшин поставить 200 тыс. пудов
соли в Бугульчан.
л. 159. Иван Борисович Твердышев в 1745 г. согласился поставленную
башкирцами соль 200 тыс. пудов из Бугульчана перевезти в барках до Нижнего
Новгорода по 10коп. с пуда.
Фонд 355. Главное Оренбургских соляных дел правление.
ед. хр. 1, 1754 г.
Петр Рычков сообщает, что 24 февраля 1754 г. в Оренбурге опубликовано о
вызове желающих поставлять илецкую соль в Уфу, Бирск, Табынск.
Сотник Оренбургских казаков Углицкий в 1754 г. подрядился доставлять в
Оренбург 150 тыс. пудов соли из Илецкой защиты.
1754 г. 4 мая при перевозе илецкой соли в Уфу было поставлено 40 тыс. пудов,
в Табынск и на завод Твердышева по 5 тыс. пудов. Перевозили башкирцы и
мещеряки на своих лошадях. Возчики получили по 6 копеек с пуда от
Оренбурга до Уфы, по 5 копеек до Табынска и по 4 копейки до завода
Твердышева.
Как видим из Соль- Илецка дорога вначале была построена до пристани на р.
Белой в Бугульчанах (выше г. Мелеуза), далее соль перегружали на барки и
сплавляли в центральную часть России по рекам Белой, Каме, Волге.
После неоднократных посадок барок с солью на мели в р. Белой, по
предложению купца Саввы Тетюшева, позднее произведенного в надворные
советники, было решено продлить дорогу от Бугульчан до устья р. Ашкадар и
построить там пристань. Здесь, после впадения рек Мелеуз, Нугуш, Ашкадар,
Селеук, р. Белая уже становилась более полноводной.
10 января Секретным указом Екатерина Вторая разрешила поставку соли по
прошению надворного советника Саввы Тетюшева, назначив его « Главным
директором добывания и отправления» илецкой соли. Было принято
предложение Тетюшева о продлении дороги от Бугульчан до устья Ашкадара и
строительства здесь пристани.
Царским указом была поставлена задача заготовить и отгрузить 1 миллион
пудов соли в 1766 году.
Для перевозки привлекли 1200 тептярей «о двуконь» (тептяри это не
национальность, а сословие).
Тептяри - название значительной части небашкирского населения, жившего в
18 - начале 20 вв. среди башкир. В состав тептярей входили татары, мишари,
удмурты, марийцы и мордва, сохранявшие свой язык и культурные
особенности.
Лошадь с грузом идет 20-30 верст, после чего ее нужно кормить, поить и дать
отдых. На новом участке дороги в удобных местах организовали четыре
«кормовищи»: в районе современных: д. Васильевка, с. Зиргана, с. Аллагувата,
ну и, конечно, в Стерлитамаке. Почему в Васильевке, а не в Мелеузе? Да
24Мелеуза еще не было, а середина пути от Бугульчан до Зиргана (51 км по
асфальту) находится где-то южнее современной Васильевки, которой,
естественно, тоже еще не было. Скорее всего, кормовище организовали в
существовавшей тогда деревне Каскына Самарова, которую в 1774 году
Фрейман упоминает как Каскину. Позже эта деревня называлась Мустафиной.
Сейчас этой деревни нет. Располагалась она где-то около устья речки
Мекетевли
Всего от Соль - Илецка до Стерлитамака было 8 таких промежуточных
постоялых дворов. С учетом конечных пунктов - 10.
Если, как я надеюсь, на конечных пунктах при погрузке и выгрузке давали
людям и лошадям хоть одни сутки отдохнуть, то получается, что на
промежуточных станциях ежедневно должно ночевать до 100 человек и 200
лошадей.
Рецепшена я думаю, не было, но, чтобы хоть по минимуму обслужить такую
ораву, заготовить корм для лошадей, накормить и т.д., постоянно здесь должно
проживать немалое количество людей.
К сожалению, у меня нет имен этих первопоселенцов постоялого двора,
постепенно трансформировавшегося в Зирган.
Скорее всего, поселили тех же тептярей. Этот интернационал и стал
первопоселенцами «кормовища», яма, а, следовательно, и Зиргана.
Да и Зирган ли в то время это был? Первый из известных официальных
документов - договор от 21 сентября 1771 года об отдаче вотчинными
башкирами ясашным татарам земли определяет: «А поселиться им на
состоящем по той дороге Чиркинском яму деревнею 30-ю дворами и жить на
том месте 30 лет». Таким образом в 1771г. здесь уже был ям с его
первопоселенцами и назывался он (если в тексте или переводе не была
допущена ошибка) Чиркинским.
К сожалению, я должен признать свою невольную причастность к
неправильной дате образования Зиргана, красующейся на стелах при въезде в
Зирган - 1771 год. Дело в том, что когда готовилась книга « Золото Зиргана», я
переправил через Председателя поссовета Геннадия Владимировича Суркина
авторам - составителям имеющиеся у меня материалы по истории Зиргана, в
том числе и копию данного договора, не заострив их внимания на фразу: «А
жить им при Чиркиском яме» из которой ясно, что жилье здесь уже было
раньше, до приезда сюда татар Казанской дороги. В следующий мой приезд
Геннадий Владимирович уже показал мне, как красиво смотрится дата на
стелах. Безусловно, авторы «Летописи Зиргана» были более правы, приняв за
дату образования Зиргана 1766 год, когда были построены «кормовищи» на
Соляной дороге вокруг которых позже и образовались населенные пункты.
Следующий из известных документов, упоминающий Зирган датируется 12
октября 1774 года, в котором генерал-майор Ф. Ю. Фрейман информирует, что
он находится в деревне Зиргановой.
Отсюда можно сделать вывод, что к 1774 г. татары с Казанской дороги
построили рядом с Чиркинским ямом деревню, и все это вместе стало
называться деревней Зиргановой.
25Датой возникновения всех населенных пунктов, образовавшихся вокруг
постоялых дворов Соляной дороги, в том числе и Стерлитамака, принято
считать 1766 год. Так же считала и комиссия из очень уважаемых людей
Зиргана, созданная решением исполкома Зирганского сельского совета от 7
июля 1977 года, написавшая интереснейшую «ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ЗИРГАН».
Комиссия запрашивала Централльный Государственный архив и получила
ответ, что в материалах 3-й ревизии населения 1762-1764 г. сведений о
д. Зиргановой не обнаружено.
О Чиркинском яме, естественно, не запрашивали, поскольку сведений о нем у
комиссии не было.
Можно допустить, что и до постоялого двора здесь был ям, поскольку указом
« Ее Императорского Величества» в 1745 году было предписано
Оренбургскому губернатору организовать « ямскую гоньбу» от Уфы до
Оренбурга. Указы тогда исполнялись, а раз есть гоньба, строились и ямы, на
которых селились смотрители, а в неспокойных местах и охрана. Возможно
только что « гоньбу» организовали через Воскресенск, который к тому времени
уже был, а дороги строились от деревни к деревне, а не как теперь – мимо
населенных пунктов.
Справка: л. 21. 1 ноября 1766 г. Савва Тетюшев сообщает, на
Стерлитамакскую пристань в 1766 году привезено из Илецкой Защиты соли:
вольными, именуемыми « черкасцами» на 272 фурах 16 697 пудов 36
фунтов, по 61 пуду на фуру,
Оренбургскими и Самарскими казаками и другими вольными людьми 195
лошадей , 5 633 пуда 26 и 1/4 фунта, по 29 пудов на лошадь.
Тептярями в две поездки, 2706 лошадей, 57 254 пудов 36 и 1/2фунта, по
21 пуду на лошадь.
Всего 2901 лошадь, 79 587 пудов 18 и 3/4фунта.
Савва Тетюшев своих обязательств царице, конечно, не выполнил, но как
вам нравится точность учета?


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев