НЕДАВНЕЕ ПРОШЛОЕ
Старожилы Зиргана стараются припомнить былое в культуре села, напрягают свою память. Помнят, главным образом, сельские посиделки. По вечерам девушки, собравшись в каком-нибудь доме, выполняя домашнюю работу — пряденье, вязку или вышивание, распевали песни.
А вообще-то пели песни не только девушки, но и женщины и молодые мужчины.
«Да, мы бывало, молодые мужики соберемся у кого-нибудь и поем разные песни. Здорово пели! Не в пьяном состоянии, а так уж заведено было, зимой в свободные вечера петь песни» — вспоминал Мартемьян Татьянкин.
Это подтверждает и Иван Степанович Вдовин, и другие. При этом особенно вспоминают о любителях песен Пищаевых Терентии и Степане.
Недаром именно в их роду родился известный потом оперный певец Московской филармонии Геннадий Пищаев.
Песни певали народные, бытовые.
Каждая улица Зиргана отличалась своими песнями: русскими, татарскими, мордовскими, чувашскими, украинскими.
Живут в Зиргане и сейчас песенники, помнят они многие старинные песни.
В 20-х годах и позже комсомольцы вместе с учителями организовали хоровые кружки, выступления «синей блузы», ставили спектакли, а также концерты на простейших музыкальных инструментах. Сохранилась фотография одного из музыкальных кружков.
Долго не сходила с улиц и посиделок гармонь. Без нее не обходилась ни встреча, ни проводы и тем более без гармони не обходилась свадьба или какой-либо праздник.
Особенно душевно с перебором исполнялся в Зиргане — «Извозчик».
В его звучной мелодии слышалась удаль и радость при встрече, печаль -при расставании. Можно сказать это был и марш и вальс. Под извозчика в праздники голосисто, жизнерадостно одна за другой лились частушки. Содержание частушек — это простая крестьянская жизнь.
Молодежь выбегала навстречу пляшущим звукам гармони, а пожилые услышав ее, тоже не оставались равнодушными. Помнят жители села лучших гармонистов Пучкина Фадея, Посыльного Алексея, Родионова Константина, Пескова Николая.
Когда наступала коллективная работа на полях, то песня сплачивала колхозников. С песней ехали колхозники в поле на рыдванах, с песней возвращались с работы.
Едут чуваши поют свои чувашские песни, едут колхозники колхоза «Шарык» — поют свои мелодичные татарские песни.
По вечерам там и там раздаются на гармониях разные национальные наигрыши.
Работники политотдела с первых же дней своей деятельности взялись за оживление культурно-массовой работы. Организовывали клубы и красные уголки там, где их не было.
Зав. клубом в это время в Зиргане был комсомолец, впоследствии член партии- Чернов Дмитрий.
Долгое время работала в родном селе заведующая библиотекой, член партии Тихонова Екатерина Викторовна. Она ,по существу ,была собирательницей основ современной библиотеки, активно вела разъяснительную работу, работала всегда с полной ответственностью за порученное дело.
Вели большую культурно-просветительную деятельность учителя. Они самые активные агитаторы и пропагандисты идей социализма и коммунизма.
Наиболее добросовестно, с воодушевлением проводил эту работу член партии учитель Ибатуллин Hyp Гумерович. Он вносил в агитационно-пропагандистскую деятельность высокую идейную культуру.
Ежегодно на период полевых работ создавались коллективы художественной самодеятельности. Их выступления всегда с одобрением встречались тружениками полей.
Эта форма культработы передается по традиции и год от года совершенствуется новыми поколениями работников сельского Дома культуры.
Много лет работает директором СДК — Мусина. Здесь современное оборудование для проведения художественной самодеятельности. Действуют лекторские группы по разработанному плану.
Дети и внуки первых колхозников стали образованнее, культурнее. Они идут дорогой отцов и не просто повторяют, а продолжают ее.
В настоящее время колхозы наметили построить новый Дворец культуры, с тем чтобы он действительно стал центром культурно-просветительной жизни


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1