Броненосный крейсер "Владимир Мономах".
В свой последний поход 'Владимир Мономах' (командир - капитан 1 ранга В.А.Попов) вышел из Либавы 3 февраля 1905 г. в составе Отдельного отряда судов Третьей Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И.Небогатова. Отряд совершил форсированный переход через Средиземное море. Суэцкий канал, Джибути и 26 апреля присоединился ко Второй Тихоокеанской эскадре З.П.Рожественского в 7 милях от Ван-Фонга (Индо-Китай). Трое суток корабли Небогатова грузили уголь и ремонтировались в бухте Куа-Бэ, а 1 мая русская армада взяла курс на север направляясь во Владивосток. Организационно "Мономах' вошел в отряд крейсеров контр-адмирала О.А.Энквиста.
Перед началом Цусимского сражения 14 мая 1905 г. "Владимир Мономах" в одиночестве находился справа от колонны транспортов. В 13.45 на расстоянии около 50 кабельтовых обнаружили шедший параллельным курсом бронепалубный крейсер "Идзуми". Точный огонь "Мономаха", быстро добившегося нескольких попаданий в носовую часть вражеского корабля, заставил "Идзуми" увеличить дистанцию. Появившись из туманной дымки через некоторое время, японский крейсер получил новые повреждения от огня "Мономаха" и теперь уже надолго вышел из боя, имея на борту 3 убитых и 7 раненых. В "Мономаха" попаданий не было.
Когда начался бой главных сил, крейсер вступил в кильватер "Дмитрию Донскому". Японские крейсера несколькими отрядами атаковали русские транспорты, В ходе ожесточенных перестрелок с противником устаревший "Мономах" избежал значительных повреждений (5 попаданий, 1 убит, 16 ранено, пробоина по левому борту, выведено из строя левое носовое 120-мм орудие, разрушено 2 каюты кондукторов, осколками повреждены шлюпки, такелаж, трубы). Но около 16.00 один вражеские снаряд, разорвавшийся над носовым, подъемником 152-мм боезапаса, чуть было не погубил крейсер. Начавшийся пожар был потушен благодаря своевременному открытию трюмным старшиной клапанов затопления погребов.
Ночью остатки разгромленной в дневном бою русской эскадры подверглись торпедным атакам. Вскоре после захода солнца к "Мономаху", сопровождаемому контрминоносцем "Громкий", устремились 8 японских миноносцев. Эту атаку, как и две других, около 20.00 и в 20.25, крейсер благополучно отразил, добившись попаданий в один из кораблей. Около 21.00 к "Мономаху" с кормы приблизились еще три миноносца, начавшие подавать световые сигналы. Сбитый с толку командир крейсера, подозревая, что это свои корабли, приказал не стрелять. Воспользовавшись этим, головной миноносец проскочил вперед и практически в упор выпустил торпеду. Открытый с опозданием огонь смог только повредить дерзкого противника, хотя некоторые очевидцы заявляли, что он пошел ко дну, разломившись надвое.
Попадание пришлось в угольную яму №2 правого борта, но пробоина распространилась и на соседние ямы №1 и №3. Оставшийся а них уголь не смог дать эффективной защиты, и вскоре вода заполнила все три ямы. От взрыва разошлась по швам броневая палуба, от нее оторвались некоторые пилерсы. Переборка носового КО выпучилась и дала трещину, пропускавшую воду. Пришлось вывести из строя котел №1. По поврежденным вентиляционным трубам угольных ям вода стала поступать и в кормовое КО. Крейсер получил значительный крен на правый борт и осел носом. Попытки подвести под пробоину пластырь почти не дали результата. Корабль шел, постепенно заполняясь водой, распространению которой аварийным партиям помешать не удавалось. Сдавали одна за другой слабые переборки, помпы не справлялись с огромными массами воды, а вскоре вообще остановились, лишившись энергии. Около 02.00 15 мая вода по угольным ямам проникла в правое МО. Понимая безнадежность ситуации, В.А.Попов приказал идти к корейскому берегу, чтобы посадить корабль на камни.
С рассветом открылся о. Цусима, а недалеко - идущий параллельным курсом также торпедированный "Сисой Великий". На нем был поднят сигнал "прошу принять экипаж". Но "Мономах", на котором крен достиг 14 градусов, а мотыли правой машины работали в воде, уже ничем не мог помочь погибавшему броненосцу. Послав к Сисою миноносец "Громкий", В.А.Попов остановил крейсер в четырех милях от острова и приказал спустить немногие уцелевшие шлюпки, чтобы свезти раненых. Вскоре показались японские контрминоносец "Сирануи" и вспомогательный крейсер "Садо-Мару", открывший огонь из 120-мм орудий. На "Мономахе" пробили боевую тревогу, и прислуга встала к батарейным орудиям левого борта. Однако крен на правый борт достиг уже 18 градусов, и по противнику на крайнем угле снижения смогли вести огонь только два 75-мм орудия. Спустя несколько минут японцы, видя безнадежное положение крейсера, прекратили огонь.
Потопление ускорили открытием кингстонов, и в 10.20 "Владимир Мономах" с развевающимися боевыми стеньговыми флагами пошел на дно Корейского пролива в точке с координатами 34'' 32' с.ш. и 129'' 40' в.д. Весь экипаж во главе с командиром Поповым и старшим офицером капитаном 2 ранга Ермаковым был взят в плен на вспомогательные крейсера "Садо-Мару" и "Мансю-Мару". Крейсер исключили из списков 19 сентября 1905 г. Более его название боевому кораблю не присваивали - до революции, очевидно, по причине недостатка таковых или нежелания лишний раз травмировать цусимскими воспоминаниями общественное мнение, а в советское время, вероятно, из-за недостаточно идеологически выдержанного имени древнего Киевского князя.
Назван в честь Владимир Всеволодович Мономах
Класс и тип судна Полуброненосный фрегат
(с 1.02.1892г. крейсер 1 ранга)
Изготовитель Балтийский завод, Санкт-Петербург, Россия
Строительство начато 10 февраля 1881 года
Спущен на воду 10 октября 1882 года
Введён в эксплуатацию 1 июля 1883 года
Выведен из состава флота 19 сентября 1905 года
Статус Затоплен экипажем
Основные характеристики
Водоизмещение 5593 тонн
Длина 90,3 м
Ширина 15,86 м


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев