2. Что за необыкновенные свойства?
Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Предыдущие главы
А в России асбестовая промышленность развивалась своим путем. Первые документальные свидетельства об открытии на Урале каменной кудели содержатся в донесениях главного начальника Уральских заводов В. В. Геннина императору Петру Первому.
Крепостной крестьянин Софрон Согра, приписанный к Невьянскому заводу Никиты Демидова, нашел каменную куделю в 1720 году в демидовских угодьях. Вскоре здесь развернулось асбестовое производство: добыча минерала и ткачество из него чулок, кружев, дамских сумочек, перчаток... Асбестовая рукавичка восемнадцатого века и до сей поры хранится в Минералогическом музее Академии наук СССР.
Трудно удержаться при этом от соблазна пересказать одно ставшее хрестоматийным предание...
Сияла и серебром отливала излаженная невьянскими мастерами чудо-скатерть, преподнесенная Никитой Демидовым российскому монарху. После деловой беседы пригласил Петр уральского заводчика к столу, накрытому нарядной скатертью, отведать заморского зелена вина. И оплошал при этом Демидов: залил полотно густым ликером.
Говорят, омрачился государь, а уралец снял скатерть да в камин горящий бросил. Не успел царь разгневаться на сию дерзость, как Демидов скатерть вытащил, встряхнул и вновь постелил — как новая стала.
С легенды спрос невелик, но от истины она недалека. Петр I крайне заинтересовался волшебным камнем. Сохранились указы самодержца, в которых он требовал от Никиты Демидова прислать ему «несгорающего холста», а также «ведомость обстоятельную, где оный камень добывается и много ли того камня, из которого ткутся несгораемые полотна». Известна и «отповедь с бранью», которую прислал Петр I тому же Демидову, когда тот замешкался с ответом.
Слава «сибирского» асбеста стала всеевропейской. В 1729 году обер-секретарь Сената И. К. Кирилов, выдающийся географ и картограф, напечатал в Лейпциге статью об асбестовом производстве на Урале, а позже в одном из справочников по минералогии особо подчеркивалось, что асбестовое полотно, вывезенное из России, ценилось за границей необычайно высоко, оно превосходило по качеству льняное.
Невьянское производство просуществовало недолго. Уже в 1742 году натуралист Иоганн Гмелин, побывавший в царстве Демидовых, отмечал: «Копи эти оставлены...» П. С. Паллас через четыре с лишним десятилетия обнаружил в Невьянске только одну старуху, которая еще знала секреты ткачества из камня.
Подробнее: https://asbestgid.ru/news/zelen_kamen_2_chto_za_neobyknovennye_svojstva/2025-07-05-5783
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев