Сам я родился на Каме, в самых её верховьях, на Урале. Там в Березниках в 30-е годы строился огромный химический комбинат, куда нужда забросила мою маму, Прасковью Афанасьевну Глазкову…
Прадед мой был кузнецом, дед – сельским учителем. Мать зарабатывала на жизнь шитьем. Она была хорошая портниха, шила и вечерние платья для соседок-модниц, и лифчики, и белье, и рабочие телогрейки; перелицовывала мужские костюмы. А я до 8 класса проходил в военной форме – дядя был военным, из его обносков мне и доставалось.
Отца не помню, да и он меня, кажется, не видел ни разу. Знаю только, что был он донским казаком…
Послали мы с сестрой запросы в разные места. Первым пришел ответ из ростовского КГБ: «Говорухин Сергей Георгиевич, 1908 года рождения, осужден особым заседанием НКВД на 3 года концентрационных лагерей за то, что произвел выстрел и бросил камень в окно дома, где проходило заседание деревенской бедноты».
1928 год. Ему на тот момент было всего 20 лет. Дальше веревочка раскрутилась сама собой. Отсидел он свои три года в городе Соликамске, вышел на волю, встретил мою маму, родил мою сестру и меня, а дальше – как и положено, загребли по второму разу. За то, что донской казак. Согласно известному указу Свердлова казачество подлежало ликвидации как класс. Погиб Говорухин Сергей Георгиевич в Сибири году в 38-ом в возрасте 30 лет.
Почему мама скрывала от меня судьбу отца, даже сожгла фотографии? Потому что время было жестокое. Детей репрессированных родителей ждала судьба тяжелая – могли быть неприятности и с комсомолом, и с поступлением в институт. Но удалось обмануть компетентные органы. И вот моя мать, портниха, одна выкормила и дала образование обоим своим детям – мы с сестрой окончили Казанский Университет...
Детство мое было нищее, жили мы в бараках. Не как в песне у Высоцкого: «на 38 комнаток всего одна уборная», а на 9 бараков – одна! Жуткое время…
***
…были в моем детстве два совершенно счастливых года, когда мы жили в маленьком городке…между Казанью и Ульяновском, на высоком берегу Волги. Самые голодные годы были, но я помню их как самые счастливые… Все благодаря Волге: места красивейшие, пароходы, рыбалка. Кинотеатр, похожий на сарай. Я в детстве все пытался заглянуть за экран, чтобы увидеть артистов, которые на этом экране играют. Именно там я посмотрел лучшие фильмы.
Сейчас этот сарай превратили в настоящий кинотеатр и назвали моим именем…
***
По полученной в университете специальности – …геолог – работать не довелось. Принимал активное участие в жизни университета – вместе с друзьями ходили в походы, занимались спортом, делали университетскую газету - друзья и позвали меня осваивать на тот момент совершенно новое для страны дело – телевидение. В то время по всей стране открывались первые ТВ-студии. Открыли…и в Казани. Те два года, которые я там проработал, я могу назвать самыми творческими в моей биографии – изучали новое дело. Я был и швец, и жнец, и на дуде игрец: и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну, а с телевидения – прямая дорога в кино! В 1961 году я поступил на режиссерский факультет ВГИКа…
Еще во время учебы я был уверен, что буду работать в Одессе. Я никогда там не был, но знал этот город по литературе – Пушкину, Бабелю, Паустовскому, Бунину...
***
...в те времена на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то… свежестью. «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Жажда»… И вот мы с моим однокурсником Борисом Дуровым приехали туда. Приехали очень удачно - как раз «горела» одна картина. Надо было выполнять план и сдавать 5 фильмов в год, одного не хватало. И нам предложили сценарий, очень слабый, об альпинистах. Мы посмотрели сценарий, поняли, что даже переделка ему не поможет, но все равно схватили - когда нам ещё представится возможность снять полнометражный фильм? Подумали, покрутили и решили сделать поэму о горах, об альпинизме. Пригласили сниматься Володю Высоцкого и взяли прекрасного композитора Соню Губайдуллину. Сейчас она – один из любимых композиторов у любителей серьезной музыки. Живет…в Германии, там пишет свою удивительную музыку. И она прекрасно подала публике, аранжировала простые и чистые мелодии Высоцкого.
Это был фильм «Вертикаль». Вышла гибкая пластинка с песнями из фильма – Высоцкий стал известен всей стране».
***
«Биография художника – это его фильмы. Все мои фильмы широкой публике хорошо известны. Горжусь своей детской серией. Это и «Робинзон Крузо», и «Приключения Тома Сойера», и «Дети капитана Гранта».
В 1979 году мы с Борисом Дуровым, он – как режиссер, я – как автор сценария, сняли романтический фильм «Пираты XX века», чемпион советского проката (за 1 год его посмотрели 100 млн. зрителей). Его бесконечно долго ругали критики. Но лучший судья – время, и оно поставило все на свои места. Прошло 25 лет, но фильм и сейчас часто показывают по телевизору, его рейтинг среди подобных картин - один из самых высоких.
Конечно, вершиной моего творчества зрители считают фильм «Место встречи изменить нельзя». Первые годы во время показов страна вымирала – прекращались преступления и срывались всенародные праздники; люди сидели у телевизоров.
Я смело могу назвать себя дедушкой российского кинофестивального движения. В 1987 г. мы организовали в Одессе первый фестиваль «Золотой дюк». Не было ни спонсоров, ни государственного финансирования – все делали на собственном энтузиазме и на собственные деньги. Фестиваль стал праздником для всего города. Помню испуганные глаза Марчелло Мастрояни, которого несли на руках по Потемкинской лестнице в театр. Могли не то, что разорвать костюм – задушить в объятьях! Но донесли, не оторвав ни одной пуговицы.
Активно работать в кино я перестал в 85 году. Горбачев произносил с трибуны громкие слова о том, что судьба страны зависит от каждого гражданина. Я в это поверил и активно включился в политику. Сначала выступал как публицист. Публиковался в газетах «Советская культура», «Литературка»...
Вышло множество статей, и они вызвали широкий резонанс в обществе. Постепенно я понял, что готов снять публицистический фильм. И вот появился фильм «Так жить нельзя», который впоследствии стал началом трилогии о России: появились фильмы «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция». В последнем фильме выразилось все мое разочарование тем, что произошло в стране. Задумывали демократические реформы, получились криминальные. А учитывая то, что страна наша – огромных размеров, я назвал эту криминальную революцию – великой. Вот эти газетные выступления и кинопублицистику и можно считать началом моего пути в большую политику.
В 93 году меня пригласили баллотироваться в Государственную Думу. За время работы в парламенте… За 10 лет успел снять только одну картину, «Ворошиловский стрелок». И то во время парламентских каникул.
После ухода из парламента я думал, что все, с политикой хватит, я буду заниматься только творчеством. И за два года успел сделать два фильма – «Благословите женщину» и фильм «Не хлебом единым»…
(Из автобиографии С.С. Говорухина)
***
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев