Сказки о животных имеют большое значение для воспитания
дошкольников. Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают
детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии
своего развития носили магический характер. С течением времени они
утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому
поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных
затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости,
воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому.
Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения.
Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно
просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность,
элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании
животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют,
как люди. Сказки учат доброте («Смоляной бычок», «Теремок»); мудрости
(Сутеев В. «Яблоко», «Палочка – выручалочка», «Кораблик»); умению
поддержать в трудную минуту («Кот, петух и лиса», «Лиса, заяц и петух») и т.
д.
Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы: добро
противопоставляется злу («Лиса, заяц и Петух»), ум – глупости («Лиса и
козёл», и т.д. Эту особенность сказок надо учитывать при чтении. Места, в
которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей
силы), замедлением темпа, паузами (большей силы).
Подчёркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает её более
понятной для детей. Герои в сказках о животных – хорошо знакомы детям.
(Кот, лиса, петух, заяц, коза и др.), наделённые типическими чертами: лиса –
хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, кот и петух – храбрые и. т. д.)
Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие
передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы
дети сразу поняли, о каком герое идёт речь. Так, те места, где говориться о
положительных героях, следует читать ласково, с одобрительными
интонациями, стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение.
Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать
сухие, неприязненные интонации.
Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция не сложная.
Большую роль играют многократные повторения: например, заяц, выгнанный
из своей избушки лисой, встречается с собаками, медведем, петухом и всем в
совершенно одинаковых выражениях рассказывает о своём несчастье: «Как мне
не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная...»
Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают
постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает
наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого
наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают
им понять сказку и запомнить её, поэтому повторы при чтении необходимо
выделять. Слова, которые передают нарастающее напряжение, лучше читать с
большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как
он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и
подготавливает их к восприятию того, что последует за ним.
Много русских народных сказок, в которых главные герои - животные.
Также много сказок о животных у таких авторов, как Л. Толстой, А. Пушкин,
Е. Чарушин, Б. Житков, К. Чуковский, В. Бианки, В Сутеев, Е. Пермяк, Д.
Мамин – Сибиряк, г. Скребицкий и др.
Читайте детям сказки, ведь дети их так любят.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев