Это была машина очень внушительных размеров (длина фюзеляжа — 28 метров, взлетная масса — более 35,5 тонн, из которых около двух третей составляло топливо и сбрасываемые ракетные ускорители). Мощный турбореактивный двигатель Р-15К-300 с тягой свыше 10 тонн обеспечивал "супердрону" скорость 2700 км/ч, делавшую его почти неузязвимым для тогдашних зенитных ракет и перехватчиков, а 16,6 тонн керосина в баках позволяли пролететь по заданной программе 3600 километров, производя по пути электронную разведку и аэрофотосъемку.
В общем, очень мощная и, по тем временам, высокотехнологичная машина, но самое удивительное в ней — то, что она фактически была одноразовой! После того как автопилот возвращел "Ястреба" в заданный квадрат, происходил отстрел носового приборного отсека с разведывательной аппаратурой, который спускался на парашюте и приземлялся на выдвижные опоры, а все остальное, включая двигатель, просто падало на землю и разбивалось.
Назвать такое техническое решение рациональным язык не поворачивается. Тем не менее, с 1964 по 1972 год на Воронежском авиазаводе №64 было построено 54 "Ястреба", которые стояли на вооружении до 1981 года. Однако, насколько мне известно, до их практического применения дело не доходило ни разу.
После списания почти всех "Ястребов" утилизировали. Только один экземпляр без двигателя некоторое время можно было увидеть в московском авиамузее на Ходынке. Однако в 2012 году этот музей ликвидировали, а большинство экспонатов, включая Ту-123, распилили на цветмет. Обидно, конечно, но ничего уже не изменишь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6