Итак, "Русская Православная Церковь: потерянная христоцентричность"
"...но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" Мф.15:9.
"Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной
придет во имя свое, его примете" Ин.5:43
"...ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" 1Кор.2:2
Как минимум с начала девяностых годов в Русской Православной Церкви то и дело раздаются голоса, призывающие вернуться к христоцентричности веры. Парадоксальная ситуация, когда "единственную истинную христианскую Церковь во вселенной" призывают вернуть Иисуса Христа в качестве центрального объекта веры, не правда ли? Как же так случилось, что Церковь "непрерывного апостольского преемства" отодвинула основателя Церкви на периферию? Причин, естественно, много, но мы предлагаем поговорить лишь о двух.
Иллюстрация. Это домашний иконостас старообрядцев. Кто тут центральная фигура? Между тем "ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор.2:2). Кстати сам автор тоже, вероятно, старообрядец, ибо везде писал "Исус", вместо Иисус
Церемония
Вплоть до новейшего времени ритуал составлял важнейшую часть жизни общества. Помимо публичных церемоний, которые исполнялись всеми членами социума, - будь то свадьба, похороны, календарные праздники, - у каждой социальной группы существовали свои обязательные к соблюдению ритуалы. Здесь достаточно вспомнить средневековое рыцарство, всё публичное поведение которого было пропитано ритуальностью, начиная от обряда посвящения и заканчивая вызовом на поединок.
В Средние века ритуалы часто испытывают на себе влияние традиционных обрядов и культов. Практически все действия ритуального или церемониального характера имели прочную связь с религией. Их основной функцией было обозначение связи между человеком и высшими силами, преодоление границы между мирским и священным. Другими словами, ритуал являлся выражением сакрального.
Христианство возникло на рубеже античности и Средневековья. И несмотря на то, что оно зародилось в среде иудеев, одного из наиболее ритуализированных народов Римской империи, Основатель Церкви провозгласил усыновление человечества Богу и отмену формальностей в отношениях с Ним: "Но приближается время, и уже настало, когда истинные почитатели станут поклоняться Отцу по духу и истине. Именно таких ищет Отец наш. Бог есть Дух, и потому те, кто Ему поклоняются, должны поклоняться Ему в духе и истине" (Ин. 4:23-24). Большая часть посланий апостола Павла так же посвящена теме усыновления Отцу и неформального служения: "Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его" (Рим. 1:9). "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5:1).
К сожалению, призыв апостола соблюдался недолго. Вскоре после включения Церкви в аппарат Империи, христиане начали переносить формальность внутридворцовых отношений на отношения внутри Церкви. Постепенно формировался церковный этикет, включавший в себя титулярные обращения (отец, ваше преподобие, ваше преосвященство), ношение особой одежды и других внешних атрибутов госчиновников, появление свиты и прислуги у епископата и т.д. С другой же стороны, соединение Церкви с государством превратило первую из эзотерической (т.е. закрытой для непосвящённых) общины в массовую (если не сказать, общенациональную) организацию. Процесс клерикализации с одной стороны, и усиление народной (языческой) культуры вследствие вульгаризации, с другой, привели к тому, что ритуал снова начал играть определяющую роль в отношениях среди членов официальной христианской Церкви. Но ладно бы, если только между членами Церкви появились формальности - это было бы не так страшно. Формальность вернулась и в отношениях с Богом.
В IV-V веках Иисус начинает всё более восприниматься как "небесный император" - о чём говорит зарождавшееся тогда церковное искусство. В общественной мысли Церковь сравнивается с земным царством (вспомните сочинение Августина "О граде Божьем"). Появившаяся иконография всё чаще изображает Христа восседающим на престоле в царских одеждах. Естественно к властелину нельзя обращаться напрямую - нужно просить придворных "замолвить словечко". Из друга и учителя (Ин. 15:15) Христос становится повелителем; из ходатая и посредника между Богом и человеком Он превращается во "Вседержителя", тем самым заслоняя собой Отца. Посредниками же, в свою очередь, становятся Богоматерь и прочие святые. Отсюда усиление их культа.
Читайте далее... https://k-istine.ru/base_faith/church/church_sergeev.htm
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев