В солнечные январские дни толпы японцев выходят на улицы городов, деревенскую околицу или берег моря, чтобы запустить в воздух любимую игрушку тако. Однако бумажный змей был не только забавой, но и магическим предметом.
⠀
Церемония запуска игрушечного планера пришла в Японию из Китая в эпоху Нара (645–794). А.М. Решетов пишет, что первоначально запуск воздушного змея представлял собой своеобразный обряд очищения от вредоносных сил. Змея надо было запустить так, чтобы он ни в коем случае не упал на дом, что считалось дурной приметой, а так, чтобы он улетел как можно дальше от места запуска. Тако запускали по окончании молебна о хорошем урожае, использовали для предсказания будущего. Считалось, что с их помощью можно обрести защиту от зла, бедствий и несчастий. Веревка, на которой парит змей, становится как бы нитью, соединяющей небеса с грешной землей.
⠀
До наших дней сохранился обряд, когда на Новый год отправляют в полет змеев, на которых пишут свои имена и имена богов. Японцы, как и китайцы, верили, что, улетев далеко, змей унесет накопившиеся в старом году беды. Не случайно запуск новогоднего тако имел название «отбрасывать беду». Считалось, что в тот момент, когда он упадет на землю и сломается, разобьются и дьяволы. Бумажные змеи со счастливыми символами не отпускали, а возвращали для грядущего благополучия.
⠀
В период Эдо (1603–1868) запуск тако был частью храмовой деятельности, отражая специфику местных культов. Подобная практика до сих пор сохранилась в службах небольших синтоистских храмов. В городе Одзи (район Канто) в местном святилище, посвященном божеству риса Инари, в первый день Лошади Нового года выпускают в небо множество воздушных змеев для осуществления обряда хибусэ – специальных молений, обеспечивающих защиту от пожаров. Огонь был реальной угрозой японским домам, где оклеенные бумагой раздвижные решетчатые стены совмещались с масляными лампами и угольными жаровнями. Воздушный змей якобы «разрезал ветер» и отбирал власть у пламени. Поэтому так популярны были тако с изображением якко – слуги низшего ранга у даймё (феодального правителя провинции), обязанностью которого было очищать дорогу своему господину от толпы и заставлять людей вставать на колени. В храме Одзи Инари 1 и 2 января таких змеев запускали в небо, чтобы очистить путь счастью и благоденствию и обезопасить свой дом от пожаров.
⠀
В эдоский период запуски тако приобретают светский и развлекательный характер, на первый план выдвигается их эстетическая функция. Змеи приобретают нарядный, порой пышный облик. В XVIII в. на них появляются картины, черные контуры которых наносили печатным способом, а дальнейшая роспись делалась вручную. Полихромную печать стали применять в оформлении тако в 1830– 1840-е гг., и это событие связывают с именем художника Утагава Куницугу (1800–1861). Постепенно складывается местная специфика в изготовлении воздушных змеев. Так, умельцы из города Ниигата (район Канто) славились росписями из жизни самураев. На редко встречающемся шестиугольном тако обычно изображался Кусуноки Масасигэ – национальный герой Японии XIV в. В XIX столетии воздушный змей окончательно становится символом Нового года. Его запуском отмечали успехи прошедшего года и пытались предсказать события будущего.
⠀
📸 Сюно
Воздушный змей
Кон. XIX в.
цветная ксилография
ГМВ, инв. № 10866 I
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1