Возможность выбора профессии рассматривается учащимися как
условие жизненного самоопределения личности и успешной интеграции ее в
общество. При ориентации на такой подход от общества требуется решение
ответственной задачи - предоставить каждому человеку возможность для выбора
собственной жизненной траектории, "включения" механизмов личностного
совершенствования.
Отмечают три группы факторов, влияющих на профессиональное
самоопределение современной молодежи:
Факторы макросреды (общественное устройство, стабильность
экономики, государственной власти, современная социокультурная ситуация и
социальные процессы; демографические процессы; региональные особенности
территории; поселенческая структура; национальный состав общества; система
социальных норм и ценностей; престиж профессий в общественном мнении; состояние
рынка труда);
Факторы микросреды (семья и ближайшее окружение,
общеобразовательная школа и профессиональные учебные заведения, средства
массовой информации и социальные службы для молодежи);
Индивидуальные особенности личности (возраст, пол,
психофизиологические особенности, личные профессиональные планы, уровень
притязаний, информированность субъекта выбора).
Источником активности личности служат потребности, под
которым понимаем состояние личности, вызванной необходимостью вступать в связи
с окружающей средой для того, чтобы обеспечить свое существование,
функционирование и развитие. Удовлетворение таких потребностей, как потребность
в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе
практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная
профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают
возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях
личности можно определить следующим образом: потребности активизируют
соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном
направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные
ценности [27, c. 34-36].
Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые
наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной
деятельности человека можно выделить следующие ценности:
самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;
авторитет в трудовом коллективе;
признание родных, знакомых, друзей;
самосовершенствование и самовыражение - интересная работа;
применение своих знаний, умений, способностей;
творческий характер труда;
материально-практические, утилитарные ценности -хороший заработок
;
должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения
по службе.
Иногда можно встретиться с отождествлением
понятий интерес и направленность. Такое отождествление
необоснованно хотя бы потому, что интерес - состояние довольно изменчивое, а
направленность - долговременное, стойкое.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в
свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой
личности.
По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть
групп:
общая мотивировка;
романтика профессий;
мотивы познавательного характера;
мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость
профессии;
ссылка на пример;
немотивированный выбор.
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
мотив, четко и аргументировано обосновывающий
целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
мотивация неуверенная, неаргументированная;
никак неаргументированная мотивация.
Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели
немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы.
Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность
(профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности.
Выявление факторов выбора профессии позволяет узнать, что
именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие,
аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить
отношение личности к объективным ценностям [28, с. 135 - 138].
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких
качеств человека, как склонности. Склонности - это побуждения, имеющие в своей
основе активное, созидательное отношение к объекту.
Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен,
он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при
этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или
трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным
показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и
быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности.
Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям
возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на
основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или
иные профессиональные способности.
Кроме способностей, к индивидуальным психологическим
особенностям личности, влияющих на выбор профессии относятся темперамент и
характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.
В психологии под темпераментом подразумевают
индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику
психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в
разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и
остаются постоянными в зрелом возрасте.
Учет типа нервной системы у подростков в профессиональном
самоопределении
Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых
и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые
обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним
условиям.
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает
над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или
неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и
контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной
системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем.
Внешние признаки этого - повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные
реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев