Инструкция
1
Техника чтения – это умение узнавать написанные буквы, правильно соотнести их со звуками и произнести в виде слогов и слов. Процесс чтения подразумевает владение техники и осознание смысла прочитанного. Скорость чтения зависит от возможности ребенка воспринять на слух определенных набор слов с одного прочтения.
2
Зрительное восприятие текста происходит в момент фиксации слова или предложения. Частота фиксации зависит от угла зрения. Чем он меньше, тем чаще взгляд фиксируется на тексте. Чем чаще взгляд ребенка фиксируется, тем меньший объем текста он воспринимает зрительно. При обучении чтению обратите внимание на дыхание ребенка, артикуляцию, развитие угла зрения, степень развития антиципации (догадка).
3
Начните с дыхательных упражнений: дыхание ритмичное, вдох длиннее выдоха, на выдохе прочитывается определенное количество слов. Читайте скороговорки, постепенно увеличивая количество прочитанных слов на одном дыхании.
4
При нарушении артикуляции проводите упражнения на тренировку речевого аппарата. Упражнения для губ: удерживайте губы в улыбке, вытягивайте трубочкой и чередуйте эти действия. Открывайте и закрывайте рот в положении улыбки. Вытяните губы трубочкой и дуйте на шарик, не надувая щек.
5
Упражнения для языка: сделайте язык широким, затем узким. Поднимите язык за верхние зубы, затем опустите за нижние. Имитируйте чистку зубов: улыбнитесь и кончиком языка «почистите» верхние и нижние зубы. Имитируйте облизывание губ кончиком языка, как после съеденного мороженного. После освоения техники упражнений заучивайте скороговорки.
6
Постепенно увеличивайте угол зрения школьника: читать нужно около окна, периодически отрываясь от читаемого текста, чтобы комментировать предметы и события за окном. Затем снова возвращаться к тексту. Расположите по углам страницы небольшие яркие картинки, ребенок учится фиксировать их боковым зрением, не отрывая взгляд от основного текста.
7
Следите, чтобы ребенок не водил пальцем по читаемому тексту. Делайте упражнение на догадливость, разгадывайте загадки и ищите «пропавшие» слова в детских стишках.
8
После того, как технические навыки освоены, приступайте к мотивации школьника к ежедневному чтению. Навык чтения формируется при постоянных тренировках, и ребенок должен читать с удовольствием. Заведите ему персональную библиотеку. Покупайте для начала только те книги, которые вызывают у него интерес.
9
Читайте сами ежедневно, хотя бы по 15 минут в день. Ребенок должен видеть родителя с книгой, а так как дети часто копируют поведение взрослых, то привычка читать ежедневно будет формироваться у него с детских лет. Читайте всей семьей, передавая книгу друг другу по очереди. Ребенок захочет поучаствовать в этом процессе, это будет для него стимулом научится читать более бегло.
10
После просмотра фильма дайте ребенку почитать книгу, по которой снят фильм. Помимо улучшения техники чтения, у него будет возможность сравнить два сюжета и сделать для себя выводы. При хорошей мотивации и правильном подходе процесс чтения станет для школьника одним из любимых занятий.
Как повысить технику чтения
Инструкция
1
Для повышения техники чтения систематически используйте комплекс упражнений. Они будут развивать не только быстроту чтения, но и правильность, выразительность, сознательность. Предлагайте задания на развитие зоркости. Дайте ребенку ряд букв, слогов, слов и спросите, какой элемент каждого ряда является лишним и по какому принципу. Также можно предложить ряды, в которых слова отличаются одной буквой. Ребенок должен найти общее и отличия данных слов.
2
Быстроте чтения и развитию речевого аппарата способствует артикуляционная гимнастика. Подберите простое стихотворение или просто две рифмованные строчки и попросите ребенка сначала прочитать шепотом и медленно, тихо и чуть быстрее, затем громко и быстро, насколько он сможет.
Скороговорки и звукоподражание также будут эффективными упражнениями артикуляционной гимнастики. В детских книжках обычно много изображений животных и звуков, которые они произносят, поэтому активно используйте эти стихотворения. Во время работы со скороговоркой попросите ребенка прочитать её с разной интонацией.
3
Кроме упражнений для артикуляции применяйте различные виды чтения. «Жужжащее» чтение, когда ребенок читает про себя, при этом жужжит, как пчела. Можно также использовать чтение, когда ребенок читает текст, плотно сжав губы и зубы.
4
Предлагайте ребенку задания на нахождение того или иного отрывка в тексте:
- попросите найти предложения, который мог бы прочитать серьезный, веселый или грустный человек,
- найти в тексте слово на заданное правило,
- найти самое длинное, самое короткое слово,
- найти словосочетания по заданной схеме,
- подобрать слова из текста, которые близки по значению к заданным.
5
Эффективно для развития быстроты чтения заниматься в паре:
- начните читать текст, затем остановитесь и попросите ребенка продолжить,
- предложите ребенку читать вслед за вами, отставая на 3-4 слова. Такое чтение способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
Как улучшить технику чтения у ребенка
Инструкция
1
Выясните, как в действительности читает ваш ребенок. Как правило, техника чтения определяется по тому, насколько быстро и внятно он читает вслух. Есть дети, которые даже в первом классе читают про себя и великолепно понимают прочитанное, но запинаются и медлят, если их просят сделать это вслух. Выяснить это достаточно просто. Дайте своему ребенку прочитать отрывок и спросите, что же он понял. В этом случае можно особенно не беспокоиться, а проблема решается с помощью игры. Если вы привыкли читать с ребенком по вечерам сказки, поменяйтесь ролями. Пусть теперь он будет чтецом, а вы - слушателем.
2
Если ребенок плохо читает и вслух, и про себя, причин тому может быть несколько. Возможно, он не совсем понял, каким образом буквы складываются в слова. Может быть, сам процесс чтения отнимает у него столько сил, что на понимание смысла их уже не остается. В этом случае помогут кубики с буквами, разрезные азбуки, игры типа «Эрудит». Но сначала определите, насколько у ребенка развит фонематический слух, и умеет ли он отличать звук от буквы.
3
Предложите вашему школьнику выполнить несколько упражнений. Напишите какое-либо хорошо знакомое ему слово. Попросите сосчитать, сколько в нем букв. Это он наверняка сделает с легкостью. Затем попросите посчитать звуки. Если это вызовет затруднения, объясните, что буква - это значок, что этим значком вовсе не обязательно обозначается звук. Предложите определить, какие гласные и согласные звуки есть в слове, какие звуки произносятся мягко. Повторяйте упражнение периодически. Оно напрямую не связано с техникой чтения, ребенок даже не поймет, что вы озабочены тем, как он читает, а соответственно, не будет зацикливаться.
4
Большую пользу могут принести звуковые модели. Чтобы научиться их составлять, достаточно обычной школьной тетрадки в клеточку и набора карандашей или фломастеров. Договоритесь, каким цветом вы будете обозначать гласные, а каким - согласные. Когда ребенок научится делать это быстро и без ошибок, усложните задание. Например, предложите разные цвета для мягких и твердых согласных, шипящих, свистящих и т.д.
5
Убедитесь, что ваш ребенок правильно произносит все звуки. Для техники чтения может оказаться важной даже легкая дислексия. Например, если ребенок путает два звука, то он и при чтении будет невольно запинаться, когда нужно произнести один из них. Проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, потребуется несколько занятий, чтобы избавиться от этого недостатка.
6
Нередки случаи, когда ребенок просто очень медленно говорит. Можно немного увеличить темп речи. Используйте скороговорки. Поможет в этом случае и артикуляционная гимнастика. Не надейтесь полностью перевоспитать своего флегматика, изменить природу не получится, но научить его произносить слова чуть-чуть быстрее вполне реально.
7
Человек легче усваивает какое-либо действие, когда понимает, что оно ему необходимо или как минимум интересно. Ребенку упражнения на технику чтения могут показаться надоедливыми или занудными. Он должен понять, зачем ему нужно читать. Интереса к книгам он может и не проявлять. Определите, чем увлекается ваш ребенок, и дайте ему понять, что в книгах он может почерпнуть нужную ему информацию. При этом многие современные дети с недоверием относятся к обычным типографским книгам, но им может понравиться электронная.
8
Текстовый редактор на компьютере у вас наверняка есть. Предложите ребенку поиграть. Напечатайте слово или фразу и предложите прочитать. Затем поменяйтесь ролями. Пусть ребенок что-то напечатает, а вы прочитайте, точно произнося звуки. Поначалу фраза может быть абсолютно бессмысленной, а в словах вы наверняка найдете огромное количество ошибок. Не ругайте своего ученика. Он очень быстро поймет, что что-то делает не так. Можно объяснить, что программа чаще всего подчеркивает неправильно написанные слова или те, которые ей неизвестны. Полезно будет также «поучить» текстовый редактор новым словам. Но для этого ребенок должен научиться их правильно печатать, а соответственно - и хорошо читать.
9
Используйте современные коммуникационные технологии. Многие родители считают интернет вредным занятием, способным отвлечь школьника от учебных занятий. Для того, чтобы онт приносил пользу, им нужно грамотно пользоваться. В развитии техники чтения помогут в том числе и социальные сети. Ведь во время общения на форуме ребенку нужно прочитать сообщение, понять его и суметь ответить, а это уже само по себе способно заставить его быстро читать. Выберите подходящий ресурс, объясните ребенку правила общения, помогите зарегистрироваться и не оставляйте нового пользователя без внимания. Спрашивайте, что нового он узнал на форуме или в социальной сети, с кем познакомился. Вы и не заметите, как ребенок начнет читать очень быстро.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев