«Понятно! — зевнёт на этом месте московский читатель, ведущий крайне насыщенную культурную жизнь. — В этот день всё было так, как обычно и бывает на литературных мероприятиях: была презентована книга, и кто-то высказывался о ней и/или об авторе с позиции своего громадного читательского опыта и профессии литературоведа или критика… Всё как всегда!»
Наверно, нет нужды объяснять, как же неправ будет такой «высококультурный читатель» (или, проще говоря, пресыщенный сноб). Во-первых, характеристика «всё как всегда» неприложима к мероприятию, где между рядами ходят феи в колышущихся одеждах и предлагают публике сласти. А во-вторых, в тот день в библиотеке Тургенева звучали голоса не только серьёзных и взрослых критиков и литературоведов. Очень большая роль была отведена детям — и они выступали в качестве самых что ни на есть активных участников мероприятия. Они читали вслух любимые истории из «Маленьких сказок», бойко отвечали на вопросы и придумывали собственный финал к сказке «Человек, который светился». Из всех прозвучавших вариантов автору этих строк наиболее запомнился следующий: к Человеку-который-светился стали приходить дети, чтоб читать по ночам свои любимые книжки при свете его лица, — и так этот необычный герой преодолел одиночество, от которого страдал всю жизнь… Такой финал греет душу человека, любившего в отрочестве читать с фонариком под одеялом — в частности, литературные сказки.
…В самый разгар выступлений в дверях послышался шум, кто-то влетел в зал, теряя равновесие, и шлёпнулся на пол с криком: «Я прибыл из будущего!» Костюм «путешественника во времени» был неожиданным — то ли авангардист, собравшийся «эпатировать публику», то ли герой детского спектакля: старомодная шляпа, декоративные валенки, продранный фиолетовый пиджак, из прорех которого возле плеч торчали концы пластмассового шланга, напоминавшие ощипанные крылья. Это был Слава Кон (аспирант философского факультета, председатель общества «Острые носы»). Он обратился к детям с вопросом: какое качество необходимо человеку в настоящем, чтоб будущее планеты гарантированно было светлым и счастливым? К вопросу прилагалась подсказка: это то же качество, которое побудило Буратино проткнуть носом холст с изображением очага и обнаружить за ним дверь волшебного театра… Дети с энтузиазмом стали искать ответ на этот — на самом деле не такой уж «детский» вопрос. Ответ был: Любознательность! В самом деле, именно благодаря человеческой любознательности совершаются научные открытия, находятся неожиданные остроумные решения для давних проблем, открываются новые пути, — словом, происходит всё то, благодаря чему мир может стать лучше.
Надо сказать, что юные участники мероприятия — дети, любящие читать и умеющие размышлять о прочитанном, — это и есть живой ответ на неоднозначный вопрос: «Каким будет будущее?» Во всяком случае, если речь идёт о будущем литературы, культуры и научного знания.
В завершение прозвучала «маленькая сказка» «Путеводная нить». Если полюбившуюся младшим поколениям сказку «Человек, который светился» можно интерпретировать как притчу о сущности искусства (и судьбе художника), то «Путеводная нить» - притча о сущности науки и её роли для общества.
Впрочем, определение «соединяет, как путеводная нить» на самом деле применимо и к художественной литературе. И прошедшая встреча в библиотеке Тургенева была ярким подтверждением тому.
Нет комментариев