***
Игумен Саввиного монастыря Мисаил впал в тяжкую болезнь, так что потерял надежду на выздоровление и был при смерти. В это время монастырский пономарь Гурий, идя благовестить к утрене, близ церковных дверей встретил благолепного старца, который вопросил его:
«Как здравствует игумен ваш?».
Гурий рассказал ему о болезни своего настоятеля. Старец же, выслушав, сказал ему:
«Иди и скажи игумену, да призовёт в помощь Пресвятую Богородицу и начальника места сего старца Савву - и получит здравие. Мне же отопри двери церковные, чтобы войти в церковь». Гурий усомнился и не хотел отпирать дверей, потому что не знал явившегося старца, и спросил его:
«Кто ты, господине, и как твое имя?».
Но явившийся старец ничего не отвечал, только пошёл к дверям храма - те сами собою отворились, и он вошёл в храм. Гурий в великом страхе позвал другого пономаря и начал упрекать его, говоря:
«Почему не запер ты с вечера дверей церковных? Вот я видел незнакомого человека, который вошёл отверстыми вратами в церковь».
Но тот с клятвой уверял Гурия, что с вечера он крепко запер церковь. Оба инока пришли в смущение, зажгли свечи и пошли к церкви, но двери были затворены и, как оказалось, накрепко заперты.
По окончании утрени Гурий поведал игумену и братии обо всём виденном и слышанном им. Тогда все уразумели, что явившийся Гурию старец ни кто иной, как преподобный Савва.
Игумен Мисаил повелел немедленно же отнести себя ко гробу преподобного и вскоре за тем получил исцеление.
***
19 января 1652 года совершилось одно из величайших событий в истории Русской православной церкви - обретение нетленных мощей преподобного Саввы, основателя и небесного покровителя Саввино-Сторожевского монастыря.
Этот знаменательный день в обители был особенно торжественным. Службу обретения святых мощей после 245-летнего пребывания их в земле совершил Святейший Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси.
В торжестве принимали участие царь Алексей Михайлович, его супруга царица Мария Ильинична с царицыными сёстрами и свитой, новгородский митрополит Никон, именитые дворяне, множество собравшегося народа.
Мощи положили в новую дубовую гробницу и поставили в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.
По существующему в монастыре преданию, перед обретением мощей угодник Божий явился царю Алексею Михайловичу, который в одно из своих посещений обители устроил охоту в окрестных лесах.
Когда свита его рассеялась для отыскания логовища медведя и царь остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него.
Царь, видя невозможность защищаться, стал молиться перед верной гибелью. Вдруг около него явился старец. Зверь убежал.
На вопрос, как его имя, старец отвечал, что он - Савва, инок Сторожевской обители. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошёл к монастырю.
Вернувшись в обитель, Алексей Михайлович спрашивал архимандрита о монахе Савве. Архимандрит отвечал царю, что в монастыре нет ни одного монаха с таким именем.
Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был он сам, велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию.
В 1680 году уже царь Федор Алексеевич, выполняя волю отца, для святых мощей преподобного Саввы установил драгоценную серебряную раку. На раке были вычеканены четыре позолоченных круга с текстом жития Саввы.
В XIX веке над ракой установлена сень, на которой висели серебряные лампады.
***
Вот один замечательный случай загробного явления угодника Божия неприятелю земли Русской. Это произошло в 1812 году, когда наше Отечество было разорено нашествием Наполеона Бонапарта.
В то время, как французы овладели Москвой, принц Евгений Богарне, вице-король итальянский, с 20-тысячным отрядом подошёл от Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабёж, не щадя храмов и святых икон.
Но сам преподобный своим явлением устрашил и вразумил дерзких грабителей.
Однажды вечером принц Евгений, не раздеваясь, лёг и уснул, и вот, наяву или во сне - он сам не понял - видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец в черной длинной иноческой одежде и подходит к нему так близко, что он имел возможность при лунном свете рассмотреть черты его лица и грозный взгляд. Явившийся сказал:
«Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в своё отечество целым и невредимым».
Устрашенный видением, принц отдал утром приказ, чтобы отряд его возвратился в Москву, а сам пошёл в соборную церковь и при гробе преподобного Саввы увидел образ того, кто являлся ему ночью, и узнав, чей это образ, с благоговением поклонился мощам преподобного и записал о случившемся в своей книжке. Потом принц велел запереть соборный храм, запечатал его своей печатью и приставил к дверям храма стражу из 30 человек.
Согласно предсказанию преподобного Саввы, в то время, как все другие главные военачальники Наполеона кончили неблагополучно, принц Евгений остался цел и нигде в сражениях после того не был даже ранен.
***
Наряду с паломничеством людей простых, в обитель преподобного и в XVIII, и в XIX, и в XX веках продолжались также царские и великокняжеские приезды.
...До 1919 года святые мощи неотлучно пребывали в соборе основанной преподобным обители, охраняя её от врагов, видимых и невидимых, и прославляя множественными чудесными явлениями и знамениями.
В 1917 году монастырское хозяйство было национализировано.
А 17 марта 1919 года в Звенигороде состоялся уездный съезд рабочих и крестьянских депутатов. На съезде постановили вскрыть мощи преподобного Саввы Сторожевского.
Участники съезда, около ста человек, тут же отправились пешком в монастырь. Один из большевиков, войдя в храм, объявил о предстоящем вскрытии мощей и приказал сократить службу. Рака со святыми мощами была вскрыта.
Монастырские прихожане написали заявление с просьбой передать общине на хранение раку со святыми мощами. Это заявление подписали 113 человек. Однако просьба общественности адресованная в Наркомат внутренних дел и юстиции, ни к чему не привела.
5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы увезли из монастыря на Лубянку.
***
Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца утрачены навсегда.
И лишь в начале 90-х годов XX века стало известно, что честная глава преподобного Саввы более полувека тайно хранилась благочестивыми супругами Михаилом Михайловичем и Софьей Дмитриевной Успенскими.
Михаил Михайлович, заслуженный художник РСФСР, родился в 1893 году в известной московской семье. Окончил Московский археологический институт. Отец его - Михаил Васильевич, профессор медицины, известный врач, основавший в Москве первую клинику уха, горла, носа. Михаил Михайлович - внучатый племянник писателя Глеба Ивановича Успенского.
Co своей будущей супругой - Софьей Дмитриевной Лепахиной, дочерью купца 1-й гильдии, - Михаил Михайлович познакомился на курорте под Ригой.
В звании поручика Успенский участвовал в первой мировой войне.
Вернувшись с фронта, где вспоминал о встрече с Софьей Дмитриевной, он вновь встречается с ней в доме её отца Дмитрия Лепахина, владельца одной из московских шоколадных фабрик. Михаил Михайлович узнаёт, что Сонечка просватана. Вскоре Софья Дмитриевна отказывает жениху и выходит замуж за Успенского.
После свадьбы молодые приехали в Звенигород к деду Сони - Федору Сказочкину в его дом на Таракановской (ныне Почтовой) улице, где у молодожёнов прошло много счастливых дней. В 1920 году у них родился сын, которого назвали Саввой, в честь Саввы Сторожевского.
***
В 1920-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член комиссии по охране памятников культуры по Московской области, был вызван на Лубянку.
Чекист, вызвавший его, указал Михаилу Михайловичу на блюдо, накрытое материей, и сказал:
«...возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде - останки Саввы Сторожевского - поместите, куда сочтёте нужным».
По тону этого человека Успенский понял, что тот советует ему спрятать мощи в надёжное место.
В 1924 году семья Успенских получила в Звенигороде под застройку земельный участок на Городке. Михаил Михайлович со своей семьёй жил здесь на даче с апреля до глубокой осени. С ними находилась и мама Софьи Дмитриевны - Мария Фёдоровна Лопахина, у которой власти отобрали дом на Таракановской улице.
За хранение мощей Михаил Михайлович в любой момент мог поплатиться жизнью.
Вначале хранил их в дачном доме, а в дальнейшем, уложив в полотняный мешочек и специальный сосуд с плотною крышкой, зарыл в саду.
После пожара, уничтожившего дачу, он перевёз мощи Преподобного в свою московскую квартиру.
Когда его жена, Софья Дмитриевна, умерла, за старым, больным Успенским ухаживали его родные.
Однажды, призвав к себе сноху, он сказал ей:
«...я не умру, пока не определю Святые мощи».
За три года до смерти Михаил Михайлович, беспокоясь о судьбе мощей, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обращался к эконому Троицу-Сергиевой лавры архимандриту Евлогию (Смирнову, 1937¬–2020), в дальнейшем митрополиту, управляющему Владимирской митрополией (1990–2018), с вопросом, как быть с мощами.
Отец Евлогий посоветовал передать мощи в лавру. Позже, когда отец Евлогий уже был наместником открывшегося Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы.
Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М.М. Успенского перед смертью.
«Пожалуйста, возьмите их, как и обещал вам наш отец», - добавили они.
25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, Патриаршую и синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских соборов.
***
22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал своё 600-летие. В честь этого события по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь.
Это был великий праздник. Все вокруг покровительствовало ему. Даже погода - прекратились дожди и холода, выглянуло солнце.
Нет комментариев