Невероятный взлёт
Шли годы, над страной прошумела революция, пронеслась страшная Вторая мировая, а в Крестцах чьи-то ловкие руки так же выдёргивали и перевивали нити, создавая изысканную красоту. После войны здесь открыли строчевую фабрику, а часть простейших операций перевели на машинное производство, хотя главный труд всё ещё выполнялся вручную.
И началось новое триумфальное шествие крестецкой строчки по миру.
- Изделия фабрики продавались не только по всей России и союзным республикам, но и в Европе.
- Строчка успела побывать на выставках в США, Канаде, Италии, Франции, Венгрии, Бельгии и даже Японии.
- Лучшие образчики занимали почётные места в коллекциях Эрмитажа и Русского музея.
- Советские звёзды – Эдита Пьеха, София Ротару, Светлана Дружинина – с удовольствием щеголяли в сделанной на заказ одежде с характерным кружевом.
- Строчку регулярно преподносили в дар политикам, отечественным и зарубежным. Да что там! Она поселилась во дворцах королевских особ! В частности, комплект кружевного постельного белья вручили Елизавете II, а правитель Испании Хуан Карлос получил набор столового текстиля.
Фабрика процветала и ширилась вплоть до 90-х годов, когда всё вдруг стало рушиться.
Полный крах и дальнейшее возрождение
Крутые перемены и кризисы конца тысячелетия у многих выбили почву из-под ног. Не устояла и крестецкая строчка. Фабрика стала банкротом, мастерицы разбрелись кто куда, здание пришло в упадок, лишившись отопления и водопровода. Когда в 2015 году в Крестцах объявился петербургский предприниматель Антон Георгиев с дерзкой мыслью возродить практически умерший промысел, фабрика больше походила на развалины, а из прежних строчильщиц в посёлке осталось лишь две женщины (по другим источникам, семь).
Масса усилий и миллионы рублей ушли на восстановление здания фабрики, покупку оборудования и рекламные кампании, которые должны были возродить интерес к старинному ремеслу. Сложнее всего оказалось набрать новых кружевниц. Как говорят сами мастерицы, при старании овладеть секретами строчки можно за три-четыре месяца, но очень немногим хватает терпения, чтобы посвятить кропотливому и достаточно утомительному занятию свою жизнь.
Работа над одной столовой салфеткой может заставить строчильщицу три-четыре недели трудиться над узором, буквально не поднимая головы. А крупные вещи вроде покрывала на диван или платья потребуют не менее полугода. Так что производить вещи большими тиражами в любом случае не получится, это почти штучный продукт.
Нельзя сказать, что сейчас у строчки всё в порядке. Предстоит ещё закончить ремонт, обустроить школу для подготовки новых кадров, наладить сбыт… Последнее, к слову, представляет серьёзную проблему, ведь сделанные вручную вещи ценятся высоко: стоимость одной только салфетки может перевалить за 4–5 тысяч, а платья – более чем за 20 тысяч рублей!
Однако дело потихоньку идёт в гору. Действует новый сайт фабрики, открываются шоурумы в крупных городах, продвигает свою собственную линию одежды с элементами крестецкой строчки жена бизнесмена Александра Георгиева. А в Крестцы всё чаще заезжают туристы, которые с удовольствием ходят на экскурсии по фабричному музею. Особенно любопытные могут уже сейчас попробовать свои силы на каждом этапе вышивки, а в планах у мастериц – полноценные мастер-классы для желающих.
Комментарии 1