Как организовать рабочее пространство на кухне: 24 вдохновляющие идеи
А вы знаете, что кухня — волшебная комната? При правильном подходе тут даже ежедневная рутина превращается в увлекательный процесс, который доставляет удовольствие хозяйке. А без должного порядка готовка теряет свою магию, ведь вы то и дело отвлекаетесь на поиск ножа или подключение блендера.
Поэтому стоит заранее организовать рабочее пространство на кухне, чтобы нужные инструменты и ингредиенты всегда были под рукой.
Что учесть при организации рабочего пространства на кухне
Чтобы создать удобную и эффективную рабочую зону, ускорить процесс готовки и сделать его более приятным, воспользуйтесь следующими советами и идеями. Большинство из них подходит для кухонь любого размера и планировки и учитывает все нюансы:
особенности зонирования;
выбор систем хранения;
наведение порядка на столешнице;
эргономику кухонного гарнитура;
создание дополнительных мест для техники и инвентаря;
использование вертикальных поверхностей;
экономию площади в углах и труднодоступных местах;
интеграцию с умными устройствами.
Как зонирование помогает организовать рабочее пространство на кухне
Кухню принято делить на функциональные зоны, каждая из которых выполняет конкретную задачу и помогает поддерживать порядок в помещении:
Зона готовки. Охватывает плиту, микроволновку и рабочую поверхность столешницы, отведённую под нарезку ингредиентов.
Зона мойки. Включает в себя раковину и посудомоечную машину. Рядом размещают сушилку для чистых чашек, тарелок и т.д.
Зона хранения. Шкафы, полки и выдвижные ящики для сыпучих продуктов, кастрюль, сковородок и других кухонных принадлежностей.
Зона сервировки и приёма пищи. Обеденный стол размещают на некотором удалении от гарнитура с учётом того, чтобы было легко его накрыть и убрать посуду после завтрака или ужина.
Если всё правильно продумать:
не придётся бегать по кухне в поисках необходимых инструментов;
удастся сосредоточиться на одной задаче (например, подготовке ингредиентов);
после готовки уборка будет занимать минимум времени;
снизится риск получить случайную травму (из-за ножа или оставленной открытой консервной банки).
Как сделать рабочее пространство на кухне максимально удобным
На помощь приходят принципы эргономики и правила подбора высоты рабочих поверхностей. Обычно столешницу размещают на расстоянии 85–95 см от пола, чтобы она находилась на уровне локтей. Но этот параметр зависит от роста человека, его привычек и личных предпочтений. Если вы часто готовите, стоит отдать предпочтение более высокой рабочей поверхности — так удастся избежать проблем со спиной из-за постоянных наклонов.
Вот ещё несколько размеров:
ширина дверного проёма — от 80 до 90 см (при открывании дверь не должна задевать мебель и предметы интерьера);
расстояние между столешницей и верхними шкафами — от 40 до 60 см (все домочадцы должны дотягиваться до нижней полки);
свободное пространство перед посудомоечной машиной — от 110 до 120 см (дверца должна откидываться полностью, чтобы было удобно доставали или загружать посуду);
высота вытяжки — около 90 см от плиты (тогда во время готовки вы не будете её задевать).
При организации рабочего пространства на кухне необходимо продумать:
Освещение. Основной свет должен быть равномерным и не создавать теней в помещении. Дополнительные источники — направленными на рабочую зону (чтобы улучшить видимость при нарезке и приготовлении пищи).
Положение техники. Плиту, раковину и холодильник устанавливают по принципу треугольника, чтобы минимизировать перемещения по комнате. При этом между ними должно быть не менее 1,1 и не более 2,6 метра.
Рабочие поверхности. На кухне должно быть достаточно места, чтобы разложить ингредиенты, нарезать их, смешать и т.д.
Системы хранения. Кухонная утварь должна быть в свободном доступе. Ящики, полки и органайзеры с часто используемыми предметами располагают вокруг зоны готовки.
Постарайтесь не выносить холодильник в другую комнату, даже если это кажется рациональным с точки зрения экономии площади. Лучше расположить его в углу (ближе к раковине, а не к плите) или сбоку от входа в помещение. Тогда еда из магазина будет сразу попадать на отведённые ей полки.
Варианты расстановки кухонного гарнитура
Как организовать рабочую поверхность
Главный принцип организации — минимализм и порядок. Чтобы рабочие поверхности оставались чистыми:
Выделите пять минут на уборку. После каждого приготовления пищи убирайте гаджеты и инструменты на своё место.
Избавляйтесь от ненужного. Оставляйте на столешнице только те вещи, которые нужны каждый день. Всё остальное должно находиться в ящиках.
Откажитесь от декора. Аксессуары, стильные и милые вещицы будут мешать во время готовки — лучше убрать их на полку над обеденным столом.
Отдайте предпочтение функциональному декору: стильным контейнерам для сыпучих продуктов, необычным дозаторам для моющих средств, креативным подставкам и т.д. Тогда ни один сантиметр поверхности не будет потрачен впустую.
Для организации рабочей зоны актуальны следующие системы хранения:
органайзеры для столовых приборов (но лучше убрать их в выдвигающийся ящик);
подставки для ножей (существуют встраиваемые модели, которые помогают организовать всё более компактно);
контейнеры для специй (на крутящейся подставке или магнитной ленте);
рейлинги и панели для аксессуаров (крепятся к стене, освобождая столешницу).
А что стоит на вашей столешнице? Расскажите, как организовали рабочую зону в комментариях.
Как организовать систему хранения на кухне
Большая часть утвари хранится в шкафах и на полках. Но даже здесь можно организовать всё так, чтобы не приходилось тянуться за банкой с кофе или венчиком:
наверху хранят предметы, которые используются редко (например, посуда для особых случаев);
внизу размещают то, что нужно практически каждый день (кастрюли, сковородки и столовые приборы);
на настенные полки выставляют баночки со специями и небольшие гаджеты.
При этом стоит отдать предпочтение выдвижным ящикам. Они предоставляют быстрый доступ к предметам — не нужно отодвигать первый ряд, чтобы дотянуться до заветной крышки. Для большего удобства можно установить разделители (яркий пример — лоток для столовых приборов).
Правильная организация рабочего пространства на кухне также подразумевает установку:
Выдвижных корзин. Подходят для пакетов, бытовых принадлежностей или мелких предметов, таких как губки и полотенца.
Контейнеров. Речь идёт не только о муке, гречке и сахаре, но и о других сухих ингредиентах (например, печенье или пакетиках с чаем).
Органайзеров. Часть из них остаётся на виду, а другие прячутся в шкафах.
Идеи для организации для посуды
шкафы с раздвижными дверцами — идеальный вариант для маленьких кухонь;
открытые стеллажи — подходят для демонстрации красивой посуды и аксессуаров;
встраиваемые полки и многоуровневые системы — располагаются внутри гарнитура и могут регулироваться по высоте, подстраиваясь под размер посуды и помогая рационально использовать пространство;
выдвижные системы — упрощают доступ к предметам, расположенным в глубине гарнитура.
Идеи для организации кухонных принадлежностей
разделители для ящиков — подстраиваются под содержимое и позволяют предотвратить смешивание утвари;
подставки для ножей — помогают безопасно хранить даже острые ножи (их всё чаще встраивают в кухонный гарнитур, чтобы сохранить свободное пространство на столешнице);
органайзеры для крышек — специальные держатели для крышек от кастрюль и сковородок по размеру;
настенные крючки и планки — освобождают место и упрощают доступ к прихваткам, венчикам и прочим инструментам.
Как организовать хранение в углах и труднодоступных местах на кухне
Чаще всего угловые шкафы остаются невостребованными, а то и вовсе превращаются в склад всего ненужного. А ведь организация рабочей зоны на кухне предполагает их эффективное использование. В этом помогают:
выдвижные полки — вытягиваются одним движением руки без необходимости заглядывать в глубину гарнитура;
вращающиеся карусели — обычно имеют несколько уровней и обеспечивают доступ к самым дальним предметам (пол оборота — и они уже на выходе из шкафа). Для труднодоступных мест также существуют выдвижные и поворотные системы, а также ящики и корзины на телескопических направляющих.
Для труднодоступных мест также существуют выдвижные и поворотные системы, а также ящики и корзины на телескопических направляющих.
Пустую стену также можно превратить в зону для хранения. Для этих целей подойдут:
карманы из ткани или пластика (для штопора, открывашки и прочих мелких предметов);
магнитные панели или ленты (для ножей и металлических баночек со специями);
подвесные полки, которые крепятся под верхними шкафами (для чашек или небольших бутылок);
подвесные стойки (для специй и мелких баночек).
Кстати, некоторые органайзеры удастся зафиксировать на внутренней стороне дверцы шкафа. Так они будут выполнять свою функцию, но не портить облик помещения (особенно актуально для интерьеров в стиле минимализм).
Как организовать учёт продуктов
Недостаточно запастись контейнерами и стеклянными баночками — нужно продумать систему маркировки. Метки упрощают поиск нужных ингредиентов и контроль за сроком их годности. Вот несколько идей:
этикетки с названием продукта и датой его упаковки или открытия нужны, чтобы идентифицировать содержимое контейнеров и банок;
маркер, способный писать на стеклянных банках (особенно актуально для ингредиентов, которые часто заканчиваются и пополняются).
При этом лучше разбивать контейнеры на категории (например, со специями или крупами). И придерживаться принципа FIFO — продукты с истекающим сроком годности выдвигаются на первый план, а только что купленные ингредиенты убираются в дальний угол. Система маркировки как раз и поможет следить за всеми датами.
Как современные технологии помогают в организации кухни
Организовывая рабочее пространство на кухне, не забывайте про технологии. Умные устройства значительно упрощают готовку и позволяют наслаждаться процессом:
холодильники с несколькими температурными зонами, дисплеями и встроенными камерами;
плиты, духовки и мультиварки со встроенными рецептами и возможностью контролировать процесс приготовления пищи в режиме реального времени;
весы, способные не только определять вес ингредиентов, но и их БЖУ;
кофемашины и чайники с дистанционным управлением и т.д.
Не лишними будут многофункциональные комбайны, таймеры, вакуумные упаковщики и автоматические дозаторы для жидкости. А с умными розетками рабочая зона на кухне станет более безопасной и менее энергозатратной.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1