Однако вместо исповеди духовнику они рассказывают о себе знакомому человеку, который не может им помочь и который, без сомнения, расскажет обо всем другим. Помню, когда я был новоначальным монахом в одном общежительном монастыре89, к нам поступил человек, который хотел стать монахом. После того как он прожил в монастыре некоторое время, помыслы стали внушать ему уйти из обители. И вот он «поисповедовал» свои помыслы не игумену, не какому-то другому духовному отцу обители, а – кому бы вы думали! – одному рабочему из Иериссоса90, который трудился в монастыре. Когда этот монах рассказывал о себе рабочему, я оказался рядом, потому что чистил лук неподалеку от кухни, и слышал их разговор. Монах и рабочий находились от меня в двух метрах, и монах начал громко «исповедоваться» рабочему. «Я, – начал он, – раскаялся в том, что стал монахом». – «Так что же, – удивился рабочий, – придя в монастырь, ты разве не жил в нем до пострига какое-то время, чтобы приглядеться?» – «Да я целых два года приглядывался!» – жаловался монах. «Ну и ну, – удивлялся рабочий. – А почему же ты раньше-то не ушел?» – «Да что теперь спрашивать, – плакался тот, – видишь ведь, что не ушел». – «Вот тебе раз! – делал круглые глаза рабочий. – Но в монахи-то тебя разве силком постригали?» – «Нет, – сокрушался тот, – я и сам этого хотел». – «Вот так штука, – качал головой рабочий. – А игумену-то ты об этом рассказывал?» – «Нет», – отвечал ему монах. «Ну а мне-то, – удивлялся рабочий, – ты все это зачем рассказываешь? Что тебе в этом за прок?» Так монах выложил рабочему всю свою подноготную. Видите как? Он должен был рассказать обо всем игумену, чтобы получить помощь, однако вместо этого пошел «исповедоваться» рабочему. А этот рабочий, сидя в ближайшие выходные в какой-нибудь кофейне своего городка, перескажет его «исповедь», чтобы повеселить своих собутыльников, а те разнесут это дальше, и потом о монахе-неудачнике будут чесать языками на всех углах. И нельзя сказать, что этот монах был слабоумным. Знаете, сколько у него было словарей? Древнегреческий язык он знал в совершенстве.
_______________________
89
В монастыре Эсфигмен в 1953–1956 гг.
90
Иериссос – городок на Халкидике, недалеко от Святой Горы Афон. – Прим. пер.
Преподобный Паисий Святогорец
Слова. Том III. Духовная борьба
Часть пятая. О силе исповеди
Глава первая. О необходимости духовного руководителя
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1