Исторические корни праздника:
Великая среда связана с событиями, описанными в Евангелиях, которые произошли накануне распятия Христа. В этот день Иисус Христос пребывал у Симона-прокаженного в Вифании. Раскаявшаяся блудница Мария Магдалина омыла ноги Спасителя слезами и миром, проявив тем самым глубокое раскаяние и любовь к Нему. Этот поступок символизирует возможность покаяния для любого грешника.
В тот же день Иуда Искариот, ученик Христа, предал своего учителя первосвященникам за 30 сребреников. Этот поступок стал трагическим символом предательства и корысти.
Церковные традиции:
Великая среда в церковной службе знаменуется прославлением женщины-грешницы и осуждением предательства Иуды. Утром совершаются Часы и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров, а вечером - Великое Повечерие. Во многих храмах вечером проходит общая исповедь, дающая верным возможность очиститься от грехов перед празднованием Пасхи.
Народные традиции:
В народе Великую среду называют «чистой средой», так как в этот день принято заниматься уборкой дома: мыть полы, выбивать ковры, выносить мусор. Также верующие украшают дом цветами в преддверии светлого праздника Пасхи. Готовят яйца к покраске и продукты для куличей.
Пост и ограничения:
В Великую среду верующие соблюдают строгий пост, ограничиваясь сухоядением: хлебом, водой, солью, сырыми овощами и фруктами, орехами, медом, сухофруктами. Церковные правила запрещают в этот день конфликтовать, ругаться, думать о плохом, посещать увеселительные мероприятия, петь и танцевать. Народные поверья также запрещают рубить дрова, шить, вязать и вышивать.
Приметы и поверья:
Существует поверье, что если в Великую среду облить домашний скот талым снегом с добавлением прошлогодней «четверговой соли», то это убережет животных от болезни и порчи.
Связь с народным праздником Никита Водопол:
Интересно отметить, что Великая среда совпадает с народным праздником Никита Водопол, который отмечается 16 апреля по новому стилю (3 апреля по старому). В этот день почитают святого Никиту Исповедника, настоятеля Мидикийского монастыря.
Нет комментариев