Бытовые навыки
Полностью сам одевается и обувается, раздевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки.
Самостоятельно моет с мылом не только pуки, но и лицо. Вытирает их полотенцем.
Чистит зубы самостоятельно, в том числе аккуратно управляется с нанесением пасты на зубную щетку.
Умеет поддерживать чистоту и порядок в своей комнате.
Крупная моторика
Сформирована правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге, хорошо координирует движения рук и ног при ходьбе.
Способен научиться ездить на двухколесном велосипеде.
Умеет не только ходить, но и уверенно бегать на цыпочках (на носках).
Умеет попрыгать на одной ноге 2–3 метра.
Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге 5–6 секунд, большая часть – от 8 10 секунд и больше. На ведущей ноге может стоять с руками, сложенными на груди.
Способен наклониться и коснуться пальцами рук своих стоп (носков), не сгибая ноги в коленях.
Аккуратно идет по линии: узкой дощечке, бордюру. Способен ритмически двигаться под музыку – танцевать.
Крепко пожимает руку взрослому.
Мелкая моторика
Изменяет направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Располагает изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
Штрихует рисунки, не выходя за их контуры.
Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела).
Складывает бумагу более чем 1 раз.
Определяет предметы в мешке на ощупь.
Аккуратно раскрашивает сложные рисунки.
Общение
В сюжетно-ролевой игре хорошо понимает необходимость выполнения правил.
Сам выбирает дpузей для игры. Заботится о меньших детях и о домашних животных. Успокаивает друзей, расстроившихся в игре.
Продолжительность игры может достигать 40–50 минут.
Четко различает правду и ложь. Продолжает развиваться чувство юмора. Понимает и любит шутки и загадки.
Следит за своей собственностью, уважает чужую собственность, может делать настоящие покупки за деньги.
Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим.
Развитие речи
Строит сложные предложения разных видов. Например, умеет составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
Определяет по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
Составляет рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
Умеет определять количество звуков и букв в слове.
Быстро образует новые словосочетания. Например: шапка из меха – меховая шапка и т.д.
Способен объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Выразительно исполняет стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
Составляет предложения из 3-4 слов. Составляет схему предложения.
Делит простые предложения на слова. Делит слова на слоги (части).
Различает гласные и согласные буквы.
Определяет, на какой слог падает ударение.
Определяет на слух мягкость и твердость звука в словах.
Интеллектуальное развитие
Внимание
Может выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
Находит 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
Способен удерживать в поле зрения 6-8 предметов.
Может копировать в точности узор или движение.
Легко играет в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь:
- если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши;
- если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе;
- если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п.
Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.
Память
Может запоминать 5 картинок.
Рассказывает по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
Запоминает считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
Запоминает фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений. Находит лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
Может закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
Отвечает на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д. Определяет последовательность событий.
Логика
Находит и объясняет несоответствия на рисунках.
Может сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
Находит и объясняет отличия между предметами и явлениями.
Может вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
Находит среди предложенных предметов лишний, объясняет свой выбор.
Выполняет аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
Умеет сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
Складывает пазлы без посторонней помощи.
Знания
Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
Отличать перелетных птиц от зимующих.
Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
Отличать садовые цветы от полевых.
Называет времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
Отличает деревья от кустарников.
Называет весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
Умеет отличать хищных животных от травоядных.
Знает название текущего месяца, последовательность дней недели.
Знает все явления природы.
Математика
Знает цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; Знает как пользоваться арифметическими знаками «+», «-», «=».
Знает прямой и обратный порядок числового ряда.
Знает как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Умеет получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Знает как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Знает состав чисел первого десятка.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15