1. ИГРА СО СЛОВАМИ «ЧТО КАК ГОВОРИТ?»
«Дон-дон! Динь-динь!» -
Пропел звонок.
«Клик-кляк! Входи!» -
Сказал замок.
«Скрип-скрип! – обрадовалась дверь. –
Я так ждала тебя, поверь!»
«Топ-топ? – спросили туфли. –
А что у нас на кухне?»
«Буль – буль, я суп,
Уже киплю!
Сейчас тебя я накормлю!»
«Я чайник, на огне стоюууу!
Тебя я чаем напоюууу!»
Ах, песенка знакомая!
Как хорошо, что дома я! (И. Гамазкова)
Поиграем в игру со словами по этому стихотворению «Кто больше звуков услышит?».
Цель игры: Эта игра развивает воображение детей, их творческие речевые способности, слуховое восприятие и внимание.
Как играть: Предложите ребенку походить по комнате и послушать, о чем и как могут говорить предметы – какие звуки слышны в комнате, в коридоре, на улице. Через минуту начинаем делиться друг с другом по очереди, кто что услышал. Нужно придумать звукоподражание и сказать, что оно означает. Например: «Ш-ш-ш – говорит стиральная машина, скоро достираю». «Скрип-скрип (это деревянный пол) – пора меня отремонтировать. «Тра-ля-ля! Как я люблю петь!» — это голос пианино. «Дзинь –дзинь! Весело на елке» — так говорят елочные игрушки. «Плюх- плюх!» — это голос подушки, упавшей с кресла.
Можно придумать целый диалог предметов утром или вечером или сказку о том, что бывает в доме, когда люди спят.
2. ИГРЫ СО СЛОВАМИ И ЗВУКАМИ В СЛОВАХ.
Цель игры: Это замечательное стихотворение – речевая игра поможет Вам развивать фонематический слух детей.
Когда малыш начнет читать, то он будет с радостью находить и исправлять «ошибки» — небылицы в тексте. Дети просто обожают такие юмористические задания и всегда с удовольствием их выполняют!
Как играть: Прочитайте ребенку пару строчек и попросите заменить один звук, чтобы получилось правильное слово (двери – звери, ручей – врачей, крысу – крышу, на козе – на коне и т.д. Дальше не подсказываю:)
Не все дети даже в 5-6 лет сразу догадываются, как заменить звук в неправильном слове строки. Если у ребенка будут затруднения, то подскажите: «Разве двери могут гнаться? Какое есть похожее слово? Кто живет в лесу? Значит, не двери, а…?»
Стихи к игре со словами:
А. Шибаев. Буква заблудилась. Шутка.
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница -
Очень странные дела
Начали твориться…
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Сели в ложку — и айда!
По реке туда-сюда!
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».
Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка.
Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Лежит лентяй на раскладушке,
грызет, похрустывая, пушки.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.
У вратаря большой улов:
Влетело в сетку пять волов.
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Где обедал, воробей?
В зоопарке у дверей.
На волке — сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Достать нелегко.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол.
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран.
Под березами, где тень,
Притаился старый день.
На поляне весной
Вырос зуб молодой.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска.
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько…»
Мы собираем васильки,
На голове у нас щенки.
Есть еще замечательные стихотворения для игры со звуками другого автора – это стихи — путаницы Якова Козловского.
БУКВА "Ф" УШИБЛА НОГУ.
Буква «Ф» ушибла ногу,
«П» явилось на подмогу,
Говорит ей:
— Удружу,
За тебя я послужу.
Свистнул чижик: —
Фью, фью, фью!
Я с утра росинки
Пью!
Занялись игрою
В фанты
Три оленя,
Вскинув панты.
Заболел бухгалтер
Флюсом,
Стал он минус путать
С плюсом.
В ванну я залез,
И кафель
Весь покрылся
Градом капель.
Создавать я начал Флот,
Превратилась губка
В плот.
Лил светильник,
Словно фара,
Сверху свет
Сквозь клубы пара.
Взял на скрипке брат мой
«Фа» —
Кот пустился делать
Па.
ЧАШКИ ХРЮКАЮТ КАК ЧУШКИ.
На букву «А» напал недуг,
И встало «У» взамен подружки.
Прошу я лак —
Дают мне лук,
И чашки
Хрюкают, как
Чушки.
Там, где стоял
С водою бак,
Внезапно вырос
Бук.
Подумал дятел:
«Так-так-так»,
Но вышло:
«Тук-тук-тук»
Пишу в тетрадке:
«Десять стран»,
Читаю:
«Десять струн».
Себя ругаю:
«Вот баран!»
Выходит:
«Вот бурун!»
ИГРА В РИФМЫ. Я. Козловский.
Буква «Л», придя на сквер,
Повстречала букву «Р»,
Говорит: — Давай сыграем,
Ну, хоть в рифмы, например…
«Л» сказало:— Жёлтый лис…—
«Р» сказало: — Варит рис.—
«Л» сказало:— Лису уголь…—
«Р» сказало: — Возит угорь.
«Л» сказало:—Просят ламу…—
«Р» сказало: —Вставить раму.—
«Л» сказало: —Я из ложи… —
«Р» сказало: —Корчу рожи.
«Л» сказало: — Через лог
На коне скачу буланом… —
«Р» сказало: —Дую в рог
И не гнусь перед бураном.
«Л» сказало: — Очень жалко,
Что исчез наш колобок.—
«Р» сказало: —Очень жарко —
Он забрался в коробок.
«Л» сказало: —Сбиться с лада…—
«Р» сказало:—Ты не рада! —
«Л» сказало:—Дай иглу! —
«Р» в ответ: — Кончай игру!
3. ИГРА СО СЛОВАМИ И СЛОГАМИ.
Цель игры: В этой игре со словами можно познакомить ребенка со слогами и с тем, что слова состоят из слогов.
Как играть: Прохлопайте с ребенком разные слова и определите, сколько в каждом слове частей — слогов. Один хлопок – один слог.
Прохлопайте слова «по-езд» и «гу-се-ни-ца». Выложите палочками и посчитайте количество слогов в каждом слове. Спросите ребенка, какое слово длиннее? Этот вопрос провокационный, т.к. очень часто дети отвечают, что поезд длиннее гусеницы. На самом же деле для ответа на вопрос нужно посчитать количество слогов в слове: слово «гусеница» длиннее слова «поезд».
Выложите слово «вну – ки» палочками разных цветов или цветными карандашами (одна палочка = один слог). Потом поменяйте палочки – слоги местами. Что получилось? Ки- вну (кивну) = вну – ки (внуки).
Затем прочитайте фрагмент из стихотворения, но не до конца. Пусть дети отгадают, какое слово получится, если слоги поменять местами.
В словах из трех букв идет игра не со слогами в слове, а звуками. Выложите слово из звуков, и поменяйте их местами. Что получится? (н+а+с = нас, с+н+а = сна)
Стихи к игре:
А. Шибаев. Волшебные слова.
Есть волшебные слова:
Скажешь слово —
Слышишь два.
— У меня, — промолвил дед,—
Ни забот, ни горя нет.
Захочу — отдохну,
Есть моложе руки:
Чуть КИВНУ-КИВНУ-КИВНУ —
Мчатся ВНУКИ-ВНУКИ!
— Зверёк, зверёк, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
— Бегу в КАМЫШ-КАМЫШ-КАМЫШ,
Я — МЫШКА-МЫШКА-МЫШКА.
В поле—ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ:
В поле СЕВ-СЕВ-СЕВ.
В лесу мы спали как-то раз,
А ночь была темна,
И волк завыл,
И НАС-НАС-НАС
Лишил он СНА-СНА-СНА…
Отец работать научил
Смышлёного Данилку.
Отец КУПИЛ-КУПИЛ-КУПИЛ
Данилке ПИЛКУ-ПИЛКУ.
Говорит Ивану Ганка:
— Глянь-ка:
БАНКА-БАНКА-БАНКА!
— Где КАБАН-КАБАН-КАБАН? —
Удивляется Иван.
— Сколько в доме
РИТ-РИТ-РИТ?
— ТРИ-ТРИ-ТРИ.
— Я несу
СУП-СУП-СУП…
— А кому?
— ПСУ-ПСУ-ПСУ…
— Эй, Серёжа, Вера, Ира,
Что повесили носы?
— Очень СЫРО-СЫРО-СЫРО
От РОСЫ-РОСЫ-РОСЫ!..
— Что молчишь?
— Когда я ем,
Я, как рыба,
НЕМ-НЕМ-НЕМ,
И позвольте
МНЕ-МНЕ-МНЕ
Пообедать в тишине!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1