Они не пропали! ❣👫👭👬❣
«Борын-борын саманда, то есть в давние-давние времена, жили в наших краях большие люди. Были они три метра ростом. Вброд переходили Оллы куль - Большое озеро. Называли себя сабырами…
До сих пор в разных местах находят их останки, и самые крупные кости, извлеченные из земли, свидетельствуют – это были очень высокие люди»… Такую легенду рассказывает нам житель Вершин.
Агыт пошта (в Вершинских) это предание знает не он один. Из поколения в поколение на территории вагайского Заболотья передаются сказания о людях, которые раньше жили здесь, в Сибири. Еще деды вспоминали, и их прадеды тоже, что был это свободолюбивый и гордый народ, отличавшийся силой и независимостью.
Свысока смотрели сабыры на тех, кто жил по соседству – мелковаты, удаль не та. И предпочитали жить особняком - по своим законам. Но все же мирные это были люди, трудились как все, растили детей, строили дома, охотились и рыбачили…
А потом к ним пришли те, кто нес новую веру. Миссионеры. Те самые, которые вышли из Средней Азии, числом более 300… Шли они не одни, а с войском. Шестьсот или семьсот с ними воинов.
Кто отрекся от прежней веры своей – а таких много, таких, которые почитали ранее за покровителей рода медведей, волков или лебедей, журавля или лося – те обратились в ислам. Язычники почти все приняли мусульманство. А сабыры не стали. Считали они, что великаны и имеют право оставаться при вере своей…
Истребили их всех, лишь остались в земле не истлевшие и поныне кости да великая память – достойная великих людей. И название Сибирь, которое, сказывают, произошло от имени того самого племени…
Удивленно слушали мы и пристрастно расспрашивали собеседника: «Разве можно вброд перейти озеро, глубина которого, утверждают рыбаки, местами пятнадцать метров?» (По официальной информации глубина озера Большой Уват составляет 5 метров). Не везде, задумавшись, отвечает он. Но ведь есть доказательства - до сих пор видят местные рыбаки, что сохранились на дне озера широкие тропы, по которым ходили «биг футы», и ныне не заросли они травой, не покрылись илом…
Земфира (Земфира Шарипова), собирательница сказаний (помните же, она с нами?), эту легенду, признается, слышала. Только в Тобольском районе, где представляют сабыров низкорослыми, невысокими…
И правда, есть среди известных легенд Заболотья такая.
Тобольские татары, как и некоторые другие, сохранили предания о сыпырах, что жили в этих краях. Указывают даже места, где, по преданиям, находились кладбища «сыпыров» (сыбыров) – сыпыр-сыярат. Там и сейчас находят обломки керамики («сыпыр-таш», значит «камень»), и находки соотносятся с мифами о погибшем народе. Только легенды гласят, что «сыпыры» были маленького роста – «40 человек входило в один горшок», «с рукавичку» они. Есть мифы и о войнах, которые якобы вели сабыры с пришедшими татарами.
В общем, одному Аллаху и ученым ведомо, где же правда! Надо сказать, даже среди историков на этот счет нет согласия, нет единого взгляда на судьбу народа, который вошел в историю как сибиры (сабыры, сапыры, сибыры). Существует несколько версий его происхождения и названия (самоназвания).
В исторических источниках на разных языках этноним записан в нескольких вариантах, но почти все они восходят к более ранним формам сабыр или савир. Разные авторы называют по-разному: Птолемей (II в.) - савар, Приск Паннийский (V в.) – сабир, Захария Ритор (V в.) – сабир, Прокопий Кесарийский (VI в.) – сабир, Мовсес Хоренаци (VI в.) – савир, Менандр Протектор (VI в.) – сабир, Иордан (VI в.) - савир, сабир, Феофилакт Симокатта (VI—VII вв.) – сабир, Константин Багрянородный (X в.) - сабар асфал — «белые сабиры»…
И тут остановлюсь в перечислении (признаюсь, стащила мудрецов из интернета!), потому что так и сказали нам: были сабыры светлыми и белокожими…Я сразу представила бабая, который деревья в лесу считает и имени которого называть нельзя. Видно, был он из рода сабыров, видевшие его утверждают: «Вековые сосны ему были по пояс, и он шёл быстрым шагом, с аршином в руках…»
Территория обитания сабыр, пишут историки, находилась в Западной Сибири между Алтаем и Уралом. Согласно преданиям тобольских татар, народ савыр (сабыр, сыпыр) жил по среднему течению Иртыша.
А по поводу происхождения названия Сибири есть целых три версии. Одна говорит об искаженном тюркском слове сибэр - чибар, которое означает красивый. Проживавшие здесь народы видели родину красивой, отсюда название. Вторая предлагает монгольское происхождение от слова шибир, что значит болотистая местность вперемежку с березами. Третья версия – этническая, от населявшего эту местность народа, называемого сабыры (сибирские татары).
Согласитесь, как истинные сибиряки, мы подумаем: третья версия является самой логичной. Ведь не зря живут еще красивые легенды о сабырах, не зря сами татары называли себя «сибиры».
Безусловно, существуют и другие версии происхождения слова Сибирь, однако большинство из них под сомнением. А у перечисленных есть свои сторонники и противники, единого мнения в научном обществе нет.
Сказка – ложь, говорил поэт, да в ней намек… Мама уверенно заявляет: «Правда это! Вот и ваш дед был два метра ростом. Высокий. И родня вся высокая!» А с мамой спорить нельзя 😆
Охотно верю – мы и сами не маленькие, есть в кого! 😆
Корни наши – в тех местах, где жили гордые и свободолюбивые люди.
Не пропали они, нет! Я придумала: они просто мудро смешались с другими народами, и стали чуть меньше, чтобы не выделяться.
В общем, были они сабыры, а стали просто люди!
Фото: Зулейха Алишева, Андрей Павлычев , Анна Ергулович
#ТюменскаяОбласть #Тюмень #МойДом #ЗулейхаАлишева #Хобби #ДомМузей #Фотосессия72 #РетроДом72 #ЛюблюСвойДом #Искусство72 #СибирскиеТатары #ЖенщинаВдоме #Заболотье #ЛучшийДом #УютныйДом
#ВкуснаяЕда #Кухня72 #Фото72 #Сибирь #Куклы #СибирскиеКовры #УралоСибирскаяРоспись #Семья72 #ОлегЖуравлев #ТюменскаяДомоваяРоспись #ТюменскийКовер #handmade #ДомЗулейхи🌹
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15