Про клюкву. Она – кормилица, целительница, которой нет равных… Она – еще один дар Всевышнего коренному жителю Сибири. Щедрой рукой рассыпал ее Господь по далеким болотам – чтобы досталась старательным и работящим! Тем, кто и в часы молитвы, и трудов праведных не забывает поклониться родной земле…
Много-много веков назад заблудился на болотах Сабар-мяргян. Лучший охотник в округе, глядя на которого умилялись матери и теряли голову девушки. Красотой своей превзошел он прекрасного Иосифа из Египта. К тому же смел и удачлив, белке в глаз стреляет без промаха, лося бьет с выстрела, не боится медведя и рыси. Даже сам Щурали прячется от него – не дай бог состязаться… Ведь Мяргян – это меткий стрелок (в переводе с тат.).
Неспроста тропинку домой Сабар тогда позабыл… Это девицы – пэри (пари), увидев его, в глушь к себе заманили. Понравился парень, должен с ними остаться, решили. А когда месяц на небо взошел высоко, вдруг стало светло как днем, вышли нимфы навстречу – все нарядные и красивые, словно из сладких снов… Глаза страстью горят, румянец на щеках, губы – ярким соком налиты… Каждая стройна как лань, чиста как слеза, как свирель нежна…
Водят хоровод близ охотника, завлекают его: кого выберешь, юноша? Кто лучшая для тебя? Та и будет с тобой… И поют ему, и речи приветливые говорят. Выбирай! Звенят мониста серебряные, косы черные словно змеи по траве извиваются, платья золотом при свете Луны блестят… В озерах уж рыбы замерли, ужи меж кочек притихли, лесные звери насторожились – что же дальше-то будет? Неужели пропал человек?
Но выбежали из темного леса веселые юноши, стройные, сильные, легкие на ногу… Много их, больше чем девушек. Это братья их – ешлар, париляр, духи лесные. Стали смеяться над подругами, хватать за косы. Растолкали, игру затеяли. Соблазнительницы и забыли про человека, резвиться начали. Парни пытаются ловить красавиц, но не поддаются они. Только и успели что за ожерелья схватить… Крепкие пальцы у парней - посыпались на мох бусы коралловые…
Сыпятся-сыпятся… А девушкам и не жаль! Бегут и смеются. Завтра им новые украшения будут - разве они не волшебницы, не достанут себе новых даров Посейдоновых?
Зиму те кораллы на мерзлых болотах лежали, а весной птицы клевать их стали да разносить по окрестностям. Так появилась на наших болотах ягода, похожая на кораллы Apциcкypo кapбoнeттo (бурый камень, который еще иногда называют «бычьей кровью»), Poзa вивo (насыщенно розовый) и Pocco cкypo (темно-красный)…
Такую сказку сочинила я, размышляя, откуда человек узнал про клюкву. Так хотелось чего-нибудь сказочного, невероятного!... Но ни одной небылицы не вспомнила (плохо папу слушала, он-то знал!). Потом в интернете нашла несколько легенд. Прочтете их сами, повторять не стану. Но одну перескажу.
Давным-давно жили в одной деревне люди. Совсем рядом с лесом, и болото близко (ну, это как у нас!). Пахали поля, работали. Но однажды на их земли пришли захватчики, началась война. Люди решили спрятаться на болоте, боясь, что враги придут в деревню и всех убьют. Так и сделали.
Враги нашли деревню, но не нашли в ней людей. Тогда стали искать беглецов в лесу и пришли к болоту. Уже достали луки и готовились бить крестьян, но на болоте обитали журавли, а они любили людей. Журавлиная стая взлетела ввысь и закрыла несчастных своими большими крыльями. Острые стрелы попадали в птиц, и на болотные кочки падали красные капли крови. Эти капли превратились в ягоды. В клюкву.
Ах, эта версия мне понравилась! Трогательная… К журавлям у меня отношение особое… Но главное – объясняет происхождение татарского названия ягоды: «торнокус» в буквальном переводе означает «глаз журавля» (торно – журавль, кус – глаз). Не обошлось, знать, и у сибирских татар без журавлей…
Когда пишу про клюкву «кормилица», нисколько не путаю. Кормилица! Ее урожай дает жителям наших мест «хлеб насущный». Во многих деревнях Вагайского района (и других, разумеется) татары живут на средства от реализации ягоды. Например, в Заболотье семьи собирают по 4-5-6 тонн клюквы за сезон, а потом всю зиму продают и на вырученные деньги покупают муку, масло, сахар…
Этот «северный лимон» для нас - как финик для бедуина, как олива для грека, мандарин - для китайца… Не перечислить полезные свойства и сферы применения. Только разных эпитетов у нее – с десяток: и медвежья ягода, и журавлиная, и «молодильная», и «спасительница болотная»… А для нас – обычный продукт, как картошка… Но именно про нее надо писать бы оду – как Ломоносов «О пользе стекла» - «О пользе клюквы».
Она и раньше была «помощником». Помню: соберем осенью, а папа едет зимой в Нефтеюганск продавать и вернется с деньгами. Сколько он на себе тащил, не знаю… Мешка два или три, наверное. Вернется ыктан (с севера), и у нас шубки новые, пальто зимние…
В кладовке – клюква мешками стояла. Мерзлая, ничего с ней не делается. До самой весны морс варим, а как потеплеет – через мясорубку и мешаем с сахаром. И варенье тебе, и полуфабрикат для напитков. Рецепт клюквенного морса кто не знает?! Вскипятить ягоды, растолочь, добавить сахара, развести по вкусу - вот и вся премудрость. Легко! А лечит – лучше заморских снадобий и эликсиров.
Но один секрет ее вряд ли известен. Если вдруг угорели, есть волшебное средство. Берете ягоды клюквы, кладете холодными в ушные раковины и – оп! не заметите, как все пройдет… Мы в детстве с сестрой Софьей регулярно угорали, пав в бане без сознания. Папа тащил нас домой, закутав в мохнатый полушубок, лечил морсом, и торногус - в уши. Вот тебе, дружок, и развесистая клюква! Думаю, и при температуре она поможет.
Когда говорю про клюкву, тетушку одну вспоминаю - подругу и соседку бабушки Латифы. Эрхия мома ее звали… Перед или после смерти бабушки уехала она из деревни. Но каждую осень возвращалась на речном трамвае из Омска, и было для Ренчиков событие: Эрхия мома приехала! Клюкву покупает…
Кажется, на этой клюкве и поднялась ее дочь Айша, владевшая несколькими магазинами в Казахстане и строившая для своей мамы домик в деревне, превосходящий ее прежний раза в три. Мамы уже не было, а она строила. Знаете, это как подарок в прошлое. Чтобы было куда приходить тоскующей по родине душе маминой…
Да, дом тот так и стоит в Ренчиках без жильцов. Айша и сама недавно умерла. Дети ее и не вспомнят теперь про любимые бабушкины места. Только кажется мне: в тихие безветряные сумерки встречаются иногда на берегу Иртыша там, где дома их стояли, бабушка Латифа и Эрхия мома за неспешной беседой. Говорят о том, о другом, а потом забеспокоятся, не стало ли на болотах клюквы меньше…
Вроде все в порядке. Только прошлым летом случился неурожай, дождей не было. А так клюква растет, по-прежнему алея на болотах яркими кораллами россо.
...И да! Охотник из моей сказки жив остался. Вернулся домой. Но очарованный девушками - пэри потом все равно женился на диве лесной… Но это другая сказка!
Фото: валерий бычков, Зулейха Алишева и из открытых источников
#ТюменскаяОбласть #Тюмень #МойДом #ЗулейхаАлишева #Хобби #ДомМузей #Фотосессия72 #РетроДом72 #ЛюблюСвойДом #Искусство72 #СибирскиеТатары #ЖенщинаВдоме #Заболотье #ПотомкиТамерлана #ЛучшийДом #УютныйДом #ВкуснаяЕда #Кухня72 #Фото72 #Сибирь #КухняСибирскихТатар #СибирскиеКовры #СибирскиеСказки #Семья72 #Клюква #ВалерийБычков #СеверныйВагай #handmade #RetroHouse #RetroHome

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2