Веточка ели — традиционный символ Нового Года и Рождества. Откуда такая связь? Она возникла благодаря христианству. Миф утверждает, что символом заката язычества в Германии стал завал тотемного дуба в VIII в. Даже точный год указывается — 723-й, и место — деревушка Гейсмар возле городка Фритцлар. В то время по Тюрингии, Саксонии и Баварии путешествовал монах Винфрид, который позже стал известен как святой Бонифаций. Он исполнял миссию, возложенную на него папой Григорием II, — обращал германцев в христианство. Легенда рассказывает, что именно Бонифаций срубил священный дуб на глазах у толпы язычников. На его месте в качестве символа новой веры он посадил маленькую елочку.
Говорят, древние германцы достаточно легко приняли христианство потому, что усмотрели в нем любимый немцами Ordnung — порядок. Бог-отец, Бог-сын, епископ, паства, под конец безгреховной жизни — Царствие Небесное. Все четко. Да и преемственность с язычеством была. Не случайно на одном из старинных надгробий изображен Христос, похожий на верховного языческого бога германцев Одина. Возможно, с елкой произошла такая же подмена. Была тотемным деревом, а стала рождественским.
Говорят, впервые елку именно под Рождество стал украшать в Германии основатель протестантизма Мартин Лютер. Есть гравюра XIX в.: «Доктор Мартин Лютер с семьей в Виттенберге в рождественскую ночь 1536 г.». На скромном праздничном столе украшенная горящими свечками елочка. Так что обычай украшать елку пришел к нам именно от немцев. Как известно, первую попытку пересадить рождественскую елку на почву отечественной культуры предпринял Петр I. Его указ о новом порядке украшения Москвы и новом летоисчислении (с 1 января) вышел 20 декабря 1699 г. После кончины царя-реформа-тора о праздничных елках быстро забыли. Говорят, что воспоминанием о петровском указе остались лишь еловые лапы, которыми кабатчики продолжали украшать вход в свои заведения.
Любопытно отметить в связи с этим, что издавна на Руси елка была деревом вовсе не праздничным. На Руси это дерево было символом траура. Ели — деревья теневыносливые. В лесу часто растут сплошной стеной. В густых ельниках всегда сумрачно. Возможно, именно поэтому у многих восточно-славянских народов ель была связана с погребальными обрядами. Еловыми лапами прикрывали свежие могилы. Бросали их на дорогу траурной процессии к погосту. Да и нынче традиция жива. Из чего часто делают траурные венки? Из еловых лап.
Пару веков назад традицию украшать к Рождеству ель поддерживала немецкая община Петербурга. До середины XIX в. это было частным делом немцев. При описании быта дома Лариных Пушкин о рождественской елке не сказал ни слова. А ведь «Евгений Онегин» справедливо считается энциклопедией русской жизни первой трети XIX в. Однако после завершения романа в стихах прошло лет десять, от силы пятнадцать, и все изменилось. Рождественские елки стали популярны в состоятельных русских семьях Петербурга. Теперь они пользуются всенародной любовью.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев