В старинном крестьянском доме села Мокроусово втроем с 95-летней матерью и сестрой Софьей проживал профессиональный музыкант, педагог высшей категории Анатолий Степанович Сивизьянов. После многих лет плодотворной работы в Зауралье и нескольких институтах культуры России он вернулся в дом, построенный его покойным родителем Степаном Ивановичем, кузнецом и гармонистом. Вернулся и занимался музыковедением, в котором нашёл свою золотую жилу - исследование искусства дирижёра - искусства звуковаяния. Уже две книги написаны им. Первая называется "Проблемы мышечной свободы дирижёра". Она была издана в Москве в 1983 году тиражом 10 тысяч экземпляров. Путёвку в свет дало ей издательство "Музыка". Книгу приобрели книготорговые фирмы Англии, Франции, Германии... В России она разошлась в считанные дни. Вторая книга вышла в 1997 году в шадринском издательстве "Исеть" тиражом одна тысяча экземпляров, называется "Дирижёрское выражение музыкальных элементов и стилей". "По теме и по концепции она не имеет аналогов ни у нас, ни за границей", - говорится в предисловии. Автор стремился разгадать тайну дирижёрской профессии, определить её основные закономерности и тем самым помочь молодым дирижёрам в овладении этой сложной специальностью, окутанной покрывалом таинственности до сих пор. Она адресована теоретикам, музыковедам и поклонникам музыки. О первой книге Сивизьянова профессор Будапештской академии музыки имени Ф. Листа И. Паркаи написал автору:"У меня сложилось впечатление, что в Вашей работе чувствуется глубокое знание литературы, касающейся проблем дирижирования. Ваша работа основательно продумана и имеет большую ценность". Вторая книга распространялась уже самим автором. В дни проходящего в Москве Международного конкурса имени П.И. Чайковского её приобретали музыканты Большого театра, Московской консерватории, оркестровой службы Вооружённых Сил. В задумках Сивизьянова было отправить книгу в Русскую консерваторию Парижа, выдвинуть на конкурс имени Г. Карояна по номинации музлитературы. Вторая книга, солидная по объёму, но издать её не по карману автору. Но в Мокроусово нашелся неравнодушный человек - предприниматель Анатолий Савин. На его имя из Москвы пришло письмо от начальника военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации, главного военного дирижёра, академика, генерал-лейтенатна В.В. Афанасьева. В письме, в частности, говорится: "...И чего бы стоил труд Анатолия Степановича, не повстречай он Вас на своём пути. Искренне благодарен Вам за спонсорское подключение в выпуске этой полезной книги и восхищён Вашей мудростью и вкусом! Вы лишний раз доказали, что на Руси не перевелись Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы. Спасибо Вам!" Ветераны музыкальной культуры Зауралья помнят, как в 1957 году, блестяще окончив сразу два учебных заведения - Свердловское музыкально-педагогическое училище и Уральскую консерваторию, приехал в Курган А.С. Сивизьянов. Первой записью в трудовой книжке была:"Дирижёр симфонического оркестра", имелся такой при филармонии. Затем он работал в Зауральском ансамбле песни и пляски. 4 марта 1961 года слаженно и красиво пел сводный хор для большого гостя Кургана - Н.С.Хрущева. Дирижировал хором - Анатолий Степанович. Необычная любовь к музыке у Анатолия Степановича обнаружилась очень рано - в четырёхлетнем возрасте. Вот и купил гармошку отец сыну. С той поры потерял покой парнишка.. Под своей партой он умудрился нарисовать клавиши гармони и мысленно играл буквально на всех уроках. Естественно, что ни грамматика, ни арифметика, ни другие предметы на ум не шли - учился так себе. Еле отсидев уроки, бежал домой, чтобы взять в руки свою любимицу. Поэтому все вечера и праздники уже не проходили без него.Односельчане диву давались, как пальцы вихрастого мальчишки , которого из-за гармони не видно, так проворно бегают по кнопкам, как душевно поет при этом его инструмент.
Комментарии 2