Стоит в лесу избушка
Живёт в избе старушка
30 июня отмечает свой день рождения самый загадочный и непредсказуемый персонаж русских народных сказок Баба-яга.
Баба-яга – бессмертный персонаж, который присутствует почти в каждой волшебной русской народной сказке. Все мы прекрасно помним её с самого раннего детства, с того времени, когда мамы перед сном рассказывали нам сказки о Царевне-лягушке, Василисе Прекрасной и Иване-царевиче. Но многие ли из вас задумывались над тем, как она попала в сказку, какова на самом деле её роль, где она родилась и кем были её родители?
Предлагаем вашему вниманию подборку книг, посвящённую этому известному с древнейших времен и самому таинственному существу на Земле. В них она появляется в самых разных амплуа. Где-то как главная героиня, где-то как второстепенный персонаж, учащий мудрости, где-то как хитрая и изворотливая антагонистка.
❗Тайна сущности Бабы-яги заключается в её двояком образе: покровительницы детей-сирот и старой, злой и горбатой старухи. Жила когда-то в славянских поселениях прекрасная, юная богиня, с каре-зелеными глазами и длинными русыми волосами – Йогиня. Всем она была хороша: вечно прекрасная, любящая, добрая. И была у неё чудесная огненная Небесная колесница, на которой странствовала она по белу свету с особой миссией: Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Люди знали её как, добросердечную Богиню – покровительницу детей-сирот. Узнавали её по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто – Йогой Златой Ногой, а кто – Йогиней-Матушкой. Детей-сирот Йогиня забирала в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор в Алтае, где проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам: поджаривала в печи на лопате. Такой обряд напоминал так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией, когда ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. И это действительно часто помогало, ребенок выздоравливал! Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов. Наши предки почитали Йогиню наравне с образами других Богов древности.
После христианизации Руси появилась необходимость отвлечь народ от язычества и образ красивой молодой языческой Богини подменили образом Баб-яги – старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Образ Бабы-яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-яга совершала определённый ритуал (топит баню, моет, кормит, спать укладывает), позволяющий герою проникнуть в иной мир. Также она проводила обряд посвящения мальчиков-подростков в настоящих охотников: юношей отводила в глухой лес и поручала выполнить какую-то работу. Баба-яга могла и погубить! Однако, если видела перед собой умного, доброго, справедливого, трудолюбивого, ищущего правду человека, она становилась приветливой: накормит, напоит, в баньке попарит, даст мудрый совет, а может и какой-нибудь волшебный предмет подарить.
Но не всякому пришедшему гостю Баба-яга помогала. Если её не задобрить, то можно угодить на лопату и в печь попасть.
Яга охраняет волшебный, сказочный мир и поэтому испытывает всех, кто к ней приходит. Через испытания герои обретают сверхъестественную силу и обращаются к Бабе-яге ласково – «бабушка».
❗Баба Яга или Баба-яга?
«Русский орфографический словарь» РАН выделяет два случая: имя собственное Баба-яга (сказочный персонаж) пишется с прописной буквы и через дефис, а собирательный образ баба-яга (злая старуха) пишется со строчной буквы и тоже через дефис.
Например: «Василису в сказке похитила Баба-яга», но «моя соседка настоящая баба-яга!».
Почему «яга» пишется с маленькой буквы да еще через дефис? Дело в том, что «яга» — это не отдельное имя, а признак, оно восходит к славянским корням со значением «ужас», «гнев», «злость». «Баба-яга», то есть «бабка-змея», «злая бабка».
А слово, указывающее на характерную особенность персонажа, пишем через дефис с маленькой буквы. Например: Марья-искусница, Муха-цокотуха, Конек-горбунок.
В подборке сохранено авторское написание имени персонажа.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев