Этот ковочный пресс стал первым вертикальным парогидравлическим прессом подобной мощности, установленным на территории СССР. Его детали начали поступать в страну уже в 1932–1933 годах из Германии, от фирмы «Hydraulic» (Duisburg Hydraulik). Несмотря на происхождение, монтаж проводился полностью советскими инженерами — без помощи иностранных специалистов. Некоторые элементы, повреждённые пожаром, были воспроизведены на месте, силами рабочих и конструкторского бюро предприятия.
Фундамент под пресс был грандиозен: его глубина соответствовала трём этажам, а заливка бетона шла днём и ночью. Коллега одного из руководителей проекта вспоминал:
«Вагонетки с бетоном по краю глубокого котлована наклонялись, выливая жидкий бетон в основание пресса. Это было поражающе грандиозно».
Пресс был введён в эксплуатацию в ноябре 1935 года, став крупнейшим промышленным прессом в стране. Он открыл возможности для производства крупных поковок, включая роторы турбин весом до 85 тонн и заготовки из слитков весом до 250 тонн.
Во время Великой Отечественной войны этот пресс оказался жизненно важен. Когда аналогичный пресс в Краматорске оказался в зоне оккупации и был вывезен, единственным оставшимся рабочим 10-тысячным прессом оказался именно этот. На нём изготавливались пропеллеры для самолётов, валки для прокатных станов, штамповались башни танков Т-34.
Осенью 1941 года пресс дал трещину — лопнули цилиндры и архитрав. Новый элемент можно было отлить лишь через полгода, но время не терпело. Тогда сварщик Вячеслав Батманов предложил инновационный метод — сварку трещины с помощью тонких стальных пластин. Это решение позволило запустить пресс в кратчайшие сроки и позже легло в основу целого ряда изобретений. С тех пор технология, применённая Батмановым, стала известна под его именем.
В 2010-х годах пресс был капитально отремонтирован и модернизирован — заменены ключевые узлы, восстановлены станина, траверза и архитрав. Он продолжает работать, изготавливая валки, обечайки, роторы и другие тяжёлые детали для энергетики и металлургии.
Этот пресс не только технический шедевр, но и символ трудового подвига. Он был спасён в самые тяжёлые годы, восстановлен собственными силами и служит стране почти сто лет. Всё это позволяет рассматривать его как памятник промышленного наследия — живое свидетельство инженерной доблести и мощи отечественного машиностроения.
А название этого уральского машиностроительного завода, предлагаю вам угадать самостоятельно. Загадка очень простая.
#заводыСССР #историяСССР #заброшенное #производство #пресс
Комментарии 5