Почему "монгольское" племя жалайыр вошло в Великий жуз, который состоит из древних племен усуней и кангюй, в то время, когда другие "монголы" - найманы, кереи, коныраты, меркиты - вошли в Средний?
Хранителем древнего учения "Жасау-ізі" был советник Чингисхана Ман, имевший титул Төбе-би, прямой потомок легенданого Ақ-арыса, из племенного объединения Үш-бу (кит. Сюйбу, Цзюбу), племя Үйсын, род Ұзын-сақал, подрод Ыба-Райым (монг. Баарин). Он считается праотцом всех современных ақ-арысовцев (Ұлы жүз). Его сыновья - Майқы би (монг. Мохоба, кит. Мэгэду, перс. Байку), Қойылдар (монг. Хуилдар), Қоғам и Мүкірейіл (монг.-кит. Мухали гован). По казахскому шежіре все племена Ұлы жүза ведут родословие от них, поскольку они их в свое время возглавили, что, разумеется, не означает их буквального "отцовства" в биологическом смысле. Возглавленные ими по распоряжению Чингисхана племена существовали веками раньше и до них. Қойылдар спас жизнь Теміршыну во время битвы его с объединенными силами Жаумуқара (монг.-кит. Джамуха) и Ван-хана. Майқы-би был прикомандирован Чингисханом к улусу Жошы (рус.-перс. Джучи) и помог старшему сыну кагана создать Алаш-орду, мирным дипломатическим путем приведя к присяге основную массу племен Дешт-и-Кипчака, бывших ранее вассалами династии Хорезм-шахов, после разгрома их сеньора Мухаммеда. О нем казахи говорят: "Түгел сөздің түбі бір, түп атасы - Майқы би". Қоғам, прикомандированный к улусу Жағатая (рус.-перс. Чагатай), возглавил хорезмийцев-қаңғлы. Мүкірейіл же еще задолго до Хорезмийской кампании, в 1206 г. по поручению Чингисхана возглавил племенное объединение Жалайыр, составлявшее ядро южной группы войск, и завоевал для Чингисхана Китай. При окончательном распределении казахских племен по жузам в эпоху "трех биев" (Төле, Айтеке и Қазыбека) разумеется все племена, возглавляемые ру-аксакалами, потомками Уйсына Тобе-бия, были объединены территориально в один жуз - военно-политический и хозяйственно-экономический племенной союз, объединенный легендарной генеалогией. Жалаиры, которых возглавлял в славных походах Мүкірейіл и его потомки - в том числе. Хранителем учения "Жасау-ізі" после Тобе-бия стал его сын Майкы-би, затем правнук Майкы-бия Байдибек-бий, советник Тамерлана, затем - Толе-би. Согласно этого учения, предком Чингисхана в 36-м колене был Таң-хан из Сары-жалаиров. Его потомок Сары-күшүк и был тем самым легендарно-мифологическим "лучом света, превращавшимся в рыжеволосого голубоглазого мужчину", который оплодотворял вдову Борджигинов Алуан-құба (монг.-кит. Алан Гоа), праматерь монголов. Туранские бии, в отличие от простолюдинов, в баснях про "непорочное зачатие" не нуждались, поскольку сами их сочиняли, используя образно-символический, иносказательный "билердің қызыл тілі". Поэтому именно жалаиры и стали среди всех ақарысовских племен "төр-ағасы", т.е. "старшими на почетном месте", ведь Шыңғыс-хан происходил якобы от жалаирского Тан-хана, т.е. по легенде был прямым наследником кок-тюрка Бумын-кагана, основателя Тюркского каганата (территория совр. Монголии), а тот, в свою очередь - потомком Алп-Арыс-бия (согд. Афрасиаб), внука Ара, праправнука Аза, наследника Кибиря, старшего сына праматери турано-арийской расы Алп-Бір-Ана. Тем самым обосновывалась легитимность его политической власти над всеми турано-арийскими народами Евразии - феномен, который блестящий историк и лингвист-тюрколог Вениамин Юдин назвал "Чингизизм" («Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая...» (Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI—XVIII вв.), Алма-Ата, 1983). Подробнее см. Мухамед-Халел Сулейманов "Реконструированные фрагменты учения Жасау-ізі" в книге "Эра Чингисхана в истории Казахской Нации", Алматы, 2009.
Данные генетики, кстати, пока не подтверждают легендарной генеалогии Кагана, т.к. арийская гаплогруппа R1a1, присутствующая у казахских жалаиров сары-күшүков, не соответствует чисто "монгольской" гаплогруппе С3с большинства казахских торе-чингизидов-джучидов, хотя и наблюдается у двоих человек, причисляющих себя к "төре". Опять же встает вопрос - является ли Джучи биологическим сыном Чингисхана? Как бы то ни было, военно-политическое и экономическое руководство разношерстными и разноязыкими племенами потомками Верховного судьи и главного идеолога Монгольской империи Мана Тобе-бия сплотило их в один Великий жуз после распада Империи. Так жалаиры, благодаря назначению уйсуна Мухали-гована их нояном, в итоге оказались в казахском Ұлы-жүзе, хотя и в меньшинстве. Большинство их осталось "на ПМЖ" в Китае, Иране и др. территориях. А политическое легендирование генеалогии Кагана Вселенной с целью легитимизации его власти над народами Евразии привело к тому, что племя Жалаир стало традиционно доминировать по принципу "аға-іні" в иерархии межплеменных взаимоотношений в казахском Ұлы жүзе. https://m.facebook.com/permalink.php?story_fbid=441665995895793&id=277162112346183


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1