Фильтр
Все темы
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 12 февраля в 08:28

ЛАДА

[Сегодня 12 февраля исполняется 145 лет со Дня Рождения Елены Ивановны Рерих, любимой супруги, верной другини и соратницы Николая Константиновича Рериха]
Лада – древнерусское слово. Сколько в нём лада, вдохновения и силы! И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали её. Когда Серов работал над её портретом, он уверял, что основою её сущности есть движение. Вернее сказать – устремление. Она всегда готова. Когда она говорит об Алтайских сёстрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть её собственные основные черты. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на всё это готова Елена Ивановна. Часто остаётся лишь изумляться, откуда берутся силы, особе
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 4 февраля в 19:49

«Святое Приношение» (1924 г.)

Картина «Святое Приношение» (1924) под авторским номером 32 [21, 51] была создана последней в серии «Зарождение Тайн»...
Сотрудница семьи Рерихов Зинаида Фосдик подсказала нам со слов самого художника сюжет картины: «Дрона – ученик Будды – раздаёт священный пепел» [24, 238 (запись 02.12.1924)]. Из вышесказанного следует, что холм в пепельно-рыжих тонах, перед которым сидят персонажи картины, – это груда пепла, оставшаяся после
кремации Будды. Дрона, которого Николай Константинович изобразил с ликом Спаса, собрал священную реликвию в сосуд и собирается разделить её между страждущими. Вся картина словно покрыта пепельным саваном, и даже снежные вершины Гималаев
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 29 января в 18:44

"Победа (Змей Горыныч)" (1942 г.)

Немногие, наверное, знают, что в Новосибирске кроме 60 полотен Рериха в картинной галерее есть ещё одна его большая картина «Победа». Она находится в Доме Учёных СО АН СССР и была подарена сибирским учёным сыном художника — Святославом Николаевичем Рерихом. Эта картина, как и другие произведения Героической сюиты, была написана Николаем Константиновичем во время Второй мировой войны и несёт на себе печать его глубоких раздумий и переживаний.
В картине «Победа» изображён богатырь, отрубивший голову Змею Горынычу. Традиционный сюжет, известный у многих народов мира, художник наполнил острым современным звучанием. Напряжённо сияет светоносная палитра Рериха:
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 27 января в 22:10

«И мы трудимся» (1922 г.)

"Путь духовного становления личности начинается с тяжёлого физического труда, "всевозможного труженичества". Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию "как раб купленный". На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Они идут по воду на значительном расстоянии друг от друга, что говорит о том, что нет праздной болтовни между монахами. Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 26 января в 21:53

«Александр Невский» (1942 г.)

"В грозе и молнии куёт народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. И пожар и раздор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась и углубляла своё неисчерпаемое творчество", - писал художник. "В истории запечатлены прекрасные примеры, как были поражаемы враги русского народа. Разнообразны бывали эти поражения. Одни сказывались мгновенно, другие постепенно отстукивались на разложении стран, поднявшихся против России. И об этом можно написать целую поучительную книгу. И другая книга должна быть написана - о том, как великодушно, геройски вст
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 24 января в 22:42

«Зов неба (Молния)» 1935-1936 гг.)

"Час утверждения красоты в жизни пришёл... Пришёл в грозе и молнии". «Счастье - в гармонии, в равновесии. Но это равновесие зиждется на ритме. И солнце работает взрывами. Так же и эволюция полна взрывных революций. Сложны ритмы мироздания. Трудно расширенному сознанию, когда оно окунётся в безпредельность.» Н.К. Рерих. Из литературного наследия, "Счастье", с. 222, М., 1974 г.
«Так же и во время грозы, её опасность не мыслится, вытесненная величием. Помню, в Кулу спешили в грозу... Вокруг молния била и ломала огромные деревья. Увлекательно, чудесно, когда в блеске голубого огня в щепки сметается великий ствол. Наверное, была опасность, но при величественн
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 22 января в 06:39

«Мадонна Орифламма» (1932 г.)

...Леонардо был примером для многих художников. Учился у него и Рерих. Не случайно он советовал молодым живописцам: «Изучайте штрих Микеланджело; мечтайте понять всю проникновенность Леонардо да Винчи».
...Ну а леонардовская «проникновенность» ясно ощущается в картине «Мадонна Орифламма» (1932). Рерих, так же как и Леонардо, изобразил свою героиню сидящей, со склонённой головой. За её фигурой виден далёкий пейзаж с высокими небесами, наполненными светом. Такой же свет исходит и от мадонны. Взгляд её, как и у всех леонардовских мадонн, потуплен, а лик её столь же чист, целомудрен и красив. Конечно, Рерих создаёт своё произведение совсем в иной живописной манере
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 20 января в 22:08

«Полунощное» (1940 г.)

"Безудержное буйство красок Рериха, та смелость и безошибочность, с какими он распоряжается ими на полотне, прошли большую школу познания необходимости. И это не формальная необходимость, диктуемая материалом и заданным методом. Это необходимость, найденная в самой жизни.
Картина «Полунощное». Какая мощная, переливчатая игра северного сияния! Именно игра, а не ее изображение. Художник переносит на полотно несмешанные краски. Они пронизывают друг друга, то совершенно перекрывая, то просвечивая одна через другую. Живые сочетания цветов искрятся первозданным светом, найденным непосредственно на темном фоне небосвода, а не на палитре. Но ведь и природа расцвечивает свои т
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 17 января в 15:08

«Звезда Матери Мира» (1924 г.)

Полотно «Звезда Матери Мира» поначалу неожиданно смотрится в серии «Его страна», поскольку здесь нет гор, да и место действия не индийский ландшафт, а пустыни Востока. Однако логика авторского замысла наводит на мысль, что в Его стране должен жить образ Матери Мира – олицетворения вселенского женского начала, общей Матери всех Учителей Света. Чуть-чуть забрезжил разсвет, и уже погасли все звёзды. Только невысоко над горизонтом, на тёмной полосе неба ярко светит Венера, предвосхищая грядущий день и указывая путь каравану, двигающемуся по зыбучим пескам. Когда это было?.. Может быть, картина воплощает евангельское предание о рождении Христа и Вифлеемской звезде,
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 15 января в 17:11

"Ковка меча (Нибелунги)" (1941 г.)

«В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племён упоминается одно под именем Курумчинскпе кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесённых далеко на запад» .
В книге «Алтай — Гималаи» есть следующие строки: «Курумчинские кузнецы. Странные, непонятные народы не
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 14 января в 22:07

«Тень Учителя» (1947 г.)

"В творческом видении Рериха не только сам Учитель, но даже его тень, отраженная на скале, будто благословляет людей, не уставая в творении блага, — картина «Тень Учителя»."
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 13 января в 13:45

«Заклинатель» (1943 г.)

"У Рериха тоже есть символический негативный образ – выражение сокровенной мечты всех, стремящихся обрести власть над миром. Таким предстаёт его герой в картине «Заклинатель», написанной в 1943 году, во время Второй мировой войны. Древний языческий обряд оборачивается у Рериха современной метафорой.
Тень заклинателя на стенах грота приобретает гигантские размеры, а руки тёмного безплотного монстра готовы захватить весь мир. И этот образ – не вымышленная фантазия. Не о том ли мечтали главари фашизма и диктаторы, раздувавшие культ личности? И ведь они добились многого, погубили миллионы жизней, а скольких закабалили духовно!"
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 11 января в 22:06

"Заклятие земное" (1907 г.)

В «Заклятии [земном]» северные жители в оленьих шкурах шествуют в магическом действии по тундре среди выступающих из земли камней, на которых изображены человеческие лица. Любопытно, что по мере удаления лица принимают вид «Знамени Мира» — герба Пакта Рериха. Учитывая, что Знамя впервые появляется на картинах Рериха в 1930-е годы, данный факт носит особый пророческий характер. Заклятие в религиозных доктринах мыслилось как обряд отлучения чего-либо от мира человеческого и передача его в мир божественный. Вероятно, герои на картоне Рериха покидают обитаемые ими земли и прощаются с ними в священнодействии, отдавая их во власть божеств. В этих двух работах культовый
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 10 января в 22:45

"Арджуна" (1928-30 гг.)

В 1928 году Рерих находился в Кулу в Западных Гималаях.
«Он продолжал изображать легендарных святых людей и божеств, как это было в его серии «Знамена Востока». В «Арджуне» (1937) показан ученик Кришны, прокладывающий путь через горы, который приведет его к горячим источникам Маникарана. ... Когда он направляет свои вытянутые руки к горе, она чудесным образом раскалывается и испускает молниеподобный луч энергии». (Дж. Дектер, Николай Рерих, (Лондон, 1989).)
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 9 января в 21:03

«Ждут» (Ждущие) (1917 г.)

• Трое мужчин и женщина неподвижно сидят на скалах и смотрят вдаль, в сторону моря. Ждут вести или зова. Напряжённая сине-жёлтая цветовая гамма усиливает настроение, переданное выразительной композицией. [40, с.63].
• Картина “Ждущие” — символична. Ждать тоже надо уметь. Пусть ожидание будет всегда плодоносным. Светоносно оно, ибо объединяется со светом будущего. Плодоносное ожидание — мудро [12, т.3, 41].
• Когда ваше терпение в ожидании будущего иссякает, помыслите о том, что Учителя Братства тоже Пребывают в ожидании. Они многое знают, многое Видят. Видят суждённое будущее планеты, которого ещё нет, но которое будет, и всё же вынуждены ждать, как и вы, ибо тече
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 7 января в 22:05

"Знамение" (1915 г.)

«Знамение» — на горе, среди переливов радужных красок пестрых цветов и вереска, стоит юноша, и будто в великом изумлении смотрит вверх, где проплывают над ним дивные, причудливые облака. Все вокруг сверкает в просветленной гамме.
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 7 января в 01:03

"Звёздные руны" (1912 г.)

"Одна из величественных картин — “Звёздные руны”. Тихая тёплая ночь. В величавом спокойствии почили горы и леса. На волшебно светящемся небе изумрудами рассыпаны яркие звёзды. С благоговением внимает им древний человек, в их мерцании, движении как бы улавливая неразгаданные руны. Мастерски использует художник в этом произведении богатейшие возможности темперы, бархатистость фактуры, нежность и мягкость тонов, выразительно передающих красоту звёздной ночи."
(В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994 г.)
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 5 января в 22:57

"Холмы" (1915 г.)

Северный русский пейзаж, написанный, возможно, в районе Волхова на пути к Новгороду, где находилось много курганов на местах древних захоронений. “Сказка Севера глубока и пленительна, — писал Рерих. Северные ветры бодры и веселы. Северные озёра задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудры. Зелёные холмы бывалые. Серые камни в курганах чудесами полны”
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 4 января в 21:16
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
добавлена 3 января в 23:37

"Микула Селянинович" (1910 г.)

"...Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в Богатырскую или Героическую серию. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование. Былинные образы соседствуют в картинах с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты –с символическими мотивами. В образах народных героев, богатырей и подвижников, концентрирующих духовные и физические силы нации, Н.К. Рерих видит мощь и опору как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах. В ярких, монументальных по звучанию полотнах находят
Показать ещё