Агеев Леонид Николаевич родился 24 февраля 1921 г. в пос. Баштанка.
После десятилетки поступил в Краснодарское авиационное училище, которое окончил в 1940 г.
В Советскую Армию призван в 1939 г. Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Воевал в 7-м авиаполку дальнего действия.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах Великой Отечественной войны и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1942 г. штурману отряда авиации дальнего действия старшему лейтенанту Агееву Л. Н. присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды и медалями. После войны продолжал службу в авиации дальнего действия. Учился в Военно-воздушной академии.
В 1963 г. гвардии полковник уволился в отставку. Живет и работает в г. Люберцы Московской области.
* * *
Подполковник Щелкин давал последние указания отряду перед вылетом.
– Задание не из легких. Погода неважная. Но я надеюсь на хорошую работу нового штурмана отряда, – сказал командир полка.
Все посмотрели на старшего лейтенанта Агеева с уважением.
Еще бы: в двадцать один год стать штурманом отряда авиации
дальнего действия!
Для Агеева это было первое серьезное испытание. И он, в свою очередь, с надеждой смотрел на командира своего корабля – Героя Советского Союза заместителя командира эскадрильи капитана Н. А. Бобина. Тот, поймав взгляд штурмана, подмигнул, мол, все будет в порядке.
Раздалась команда – и самолеты вслед за ведущим один за другим поднялись в воздух.
Леонид Агеев внимательно следит за маршрутом, делает уточнения, дает необходимые указания. Он хорошо понимает, что от него зависит многое. И вот, пройдя короткий и безопасный маршрут, самолеты вышли на цель. Тяжелые бомбы полетели вниз.
С боевого задания возвращались перед рассветом. Когда до аэродрома оставалось полчаса полета и на востоке начало розоветь, группа была атакована «мессершмиттами».
– Следуйте на аэродром, мы прикроем! – приказал командир группы Бобин.
Бомбардировщики ушли по указанному курсу, а экипаж Бобина развернулся навстречу гитлеровцам и принял удар на себя.
Фашисты со всех сторон набросились на самолет Бобина.
– Только бы наши успели долететь до аэродрома, – крикнул
товарищам Бобин по переговорному устройству.
Советский бомбардировщик, ведомый опытным пилотом, искусно маневрировал. Но гитлеровцы, чувствуя добычу, свирепели (рейхсмаршал Геринг платил по две тысячи марок за сбитый бомбардировщик).
Агеев видел, как трасса пуль прошила самолет и попала в командира. Ранен был и второй пилот. Новая очередь вывела из строя мотор левой группы.
– Садись за штурвал, – сказал раненый пилот. – Еще бы немного продержаться...
И тут же потерял сознание.
Самолет дал низкий крен. В кабине появился дым. Агеев бросился к рулям. Бомбардировщик пикировал, оставляя за собой грозный шлейф огня и дыма.
Леонид глянул на стрелку прибора высоты: стрелка двигалась
к нулю. Лишь у самой земли раненый штурман выровнял самолет
и на бреющем дотянул до своего аэродрома.
Вскоре Леонид Агеев, подлечив раны, повел самолеты на новые задания.
Освоив ночные полеты, он выходил с экипажами на бомбометание вражеской техники и живой силы в районы Орла, Курска,
Ржева, Вязьмы. Наводил самолеты на цель в самых сложных метеоусловиях, днем и ночью.
Защищал от фашистских асов героический Сталинград. Только там он совершил 49 боевых вылетов. Под Сталинградом бомбардировщики наносили удары по сосредоточению вражеских войск, колоннам пехоты, танкам и бронетранспортерам, переправам и аэродромам.
Но вылетами не ограничивалась работа штурмана отряда.
Он делился своим опытом с штурманами кораблей и звеньев, учил только что прибывших в полк молодых специалистов, а потом и подрастающее поколение будущих покорителей мирного неба.
Командир 53-й авиационной дивизии дальнего действия полковник Георгиев не раз ставил в пример старшего лейтенанта Агеева. В том, что на счету дивизии были сотни уничтоженных танков и самолетов врага, десятки разрушенных переправ, тысячи убитых вражеских солдат и офицеров, – немалая заслуга отряда, который водил в бои штурман Леонид Агеев.
Командир 53-й авиационной дивизии дальнего действия полковник Георгиев не раз ставил в пример старшего лейтенанта
Агеева. В том, что на счету дивизии были сотни уничтоженных
танков и самолетов врага, десятки разрушенных переправ, тысячи убитых вражеских солдат и офицеров, – немалая заслуга отряда, который водил в бои штурман Леонид Агеев.
Б.Аров
Комментарии 6