У японцев есть любопытная привычка. В описании различных достопримечательностей страны они постоянно выбирают «лучшую тройку»: три самых великолепных вида, постройки, праздника. Так, во многих путеводителях по Японии можно найти упоминания о трех лучших морских видах, трех наиболее красочных фестивалях — мацури, трех самых величественных вулканах, трех красивейших водопадах, трех знаменитейших мостах.
Хотя словосочетание «три знаменитых моста» встречается достаточно часто, отыскать конкретный список этих достопримечательностей оказалось нелегко. И удивляться тут не приходится. Старый штамп о «тройке лучших» сохранился, но жизнь внесла свои коррективы. Неужели современные изящные системы мостов через море Сэто-найкай хоть в чем-то уступают древнему виадуку через реку или ущелье? А разве нынешний красавец - Радужный мост над Токийским заливом, выполненный из бетона, хуже «старичка», сложенного из камней и деревянных балок? Конечно же, нет. Но слава лучших остается за мостами, построенными многие века назад.
Чаще всего к великолепной тройке относят мосты Кадзурабаси, Сарухаси и Кинтайкё. Первый
из них был построен около 800 лет тому назад на острове Сикоку (преф. Токусима). Перекинутый через глубокое ущелье Иядани, он был связан из лиан, а точнее, - из виноградных лоз, удерживающих зыбкое дощатое покрытие. Таких мостов в годы средневековья строилось немало. Ныне их растительную основу подкрепили стальными тросами, по возможности сохранив внешнюю экзотику. Лишь Кадзурабаси сохранился в первозданном виде, хотя, конечно же, его на протяжении столетий не раз подправляли.
Второй из тройки славных мостов Японии называется Сарухаси (Обезьяний мост). Он был построен в XIII веке, причем без единого гвоздя. Мост соединил стороны глубокого ущелья Оцуки (преф. Яманаси). Хрупкое творение человеческих рук не раз вдохновляло японских художников, в том числе и великого Хиросигэ, на изображение этой горной теснины, перечеркнутой узкой полоской моста.
Но, пожалуй, наиболее любопытным из этой тройки остается мост Кинтайкё, построенный в префектуре Ямагути. Возрастом он гораздо моложе Кадзурабаси и Сарухаси, но с его строительством связана любопытная история.
Вскоре после битвы при Сэкигахара (1600), в результате которой верховная власть в стране перешла в руки феодального клана Токугава, новый сёгун Иэясу Токугава произвел перетасовку владетельных князей — даймё. Оказавшие ему в борьбе за власть поддержку кланы получили богатые земельные наделы за счет противников, которые вынуждены были удовлетвориться скромными феодами в отдаленных частях страны. Новый надел был предоставлен и даймё Хироиэ Киккава, правившему до того времени в провинции Идзумо. Перебравшись на новое место, Киккава прежде всего взялся за строительство замка на вершине 210-метровой горы Сирояма, господствовавшей над прилегающей местностью. Замок получился не только мощным, но и в некотором смысле изящным. К сожалению, он простоял всего семь лет, после чего был разрушен по приказу всесильного сёгуна, из-за боязни усиления своих противников ограничившего число замков в стране одним на каждую провинцию. (В 1962 году разрушенный замок был восстановлен на старом месте по сохранившимся чертежам, но, конечно, с применением новых строительных технологий.)
А городские кварталы раскинулись у подножия горы, но на другом берегу огибавшей Сирояму реки Нисики. Для сообщения строили деревянные мосты, но каждый год их сносило во время половодья. Лодки-паромы ходили медленно и не были рассчитаны на перевозку больших партий груза. В конце концов, раздраженный даймё - это был уже Хироёси Киккава, внук Хироиэ, — решил оборудовать постоянную переправу. Нужно было свежее инженерное решение. Единый арочный мост возвести было невозможно. В то время японские мастера еще не могли перекрывать 200-метровые расстояния без поддерживающих опор. И тут на помощь князю пришел монах Докурю, переселившийся в эти места из Китая. Однажды он показал Хироёси альбом с рисунками китайских пейзажей. Среди них была и картина озера Хи-Фу в провинции Ханьчоу. Она изображала мост, а вернее, цепочку арочных мостиков, соединявших несколько маленьких островков на глади озера.
Существует и другая легенда, повествующая о том, что Хироёси пришел к мысли о конструкции моста, наблюдая, как на кухне пекли рисовые пирожки. В печке они становились пышнее, выстраиваясь на противне в цепочку горбатых плюшек.
Как бы то ни было, даймё приказал отсыпать четыре искусственных островка в русле реки, которые затем были укреплены каменными глыбами и соединены между собой и берегами пятью деревянными мостами. Общая длина моста составила 193,5 м, ширина — 5 м, высота над поверхностью воды в высшей точке — 6,6 м. Сооружение получило название Кинтайкё (мост Парчовый пояс), такое же, как и у цепочки мостиков на озере Хи-Фу. Как было принято в то время, арки и деревянное покрытие мостов были собраны из отдельных деталей (их пошло на весь мост около 20 тысяч) без единого куска железа. Строители пользовались японскими гвоздями — деревянными клиньями и бамбуковыми шпильками.
Однако построенный на века мост простоял всего год, до очередного сезона дождей. Очевидно, строители чего-то не учли. На следующий (1674) год Кинтайкё был воссоздан и прослужил без коренной реконструкции 276 лет, пока в 1950 году его не разрушил мощный тайфун. Три года спустя он был восстановлен по древней технологии (без применения гвоздей) и стоит поныне, хотя недавно его деревянные детали, подгнившие от сырости, были заменены. Теперь Парчовый пояс вновь открыт для пешеходного движения, привлекая в префектуру Ямагути тысячи туристов, желающих полюбоваться на прихотливые очертания древнего моста, одного из трех лучших в стране.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев