Продюсер фильма о подвиге молодого матроса из Забайкалья Алдара Цыденжапова «9 секунд» (12+) Юрий Обухов побывал в Чите в рамках XII Забайкальского кинофестиваля. Он провел творческую встречу, где рассказал, откуда взялась идея картины, где проходили съемки и как Дмитрий Певцов согласился на роль врача.
— Мы около 3 лет назад снимали во Владивостоке картину «Нахимовцы» (12+), прогуливались с адмиралом по причалу, разговаривали о съемках. На этом причале стояли огромные крейсеры — флагман Тихоокеанского флота крейсер «Варяг», около 400 человек народа экипаж, крейсер «Адмирал Трибуц», тоже порядка 400 человек. И рядом стоит небольшой корвет, абсолютно без иллюминаторов. Я спросил: «Почему такое? Куда матросы будут смотреть, когда пойдут в поход?» Он говорит, что это один из новейших кораблей не только Тихоокеанского флота, а всего Военно-морского флота. «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» написано по борту. Я спросил, в честь кого он назван, — рассказал продюсер.
Он отметил, что адмирал в ответ с присущей военным скупостью в лирических моментах кратко рассказал, что 24 сентября 2010 года на эсминце «Быстрый» произошел пожар, а 19-летний матрос из Забайкалья самоотверженно спустился в машинное отделение, потушил пожар и тем самым спас 348 человек экипажа и сам корабль. Но из-за полученных ожогов через 4 дня сам Алдар скончался в госпитале.
Стало настолько обидно, что о герое, который в наше время, практически в наши дни, прошло совсем немного времени, [совершил подвиг], никто не знает.
— И вот это чувство такой несправедливости, может быть, обиды, в том, что человек, не задумываясь, спустился в машинное отделение, в какую-то огненную топку, в свои 19 лет, когда ему до демобилизации осталось всего 2 месяца, и о нем никто не знал. И вот это чувство не оставляло меня, в принципе, очень долго. И я решил, что надо что-то в этой ситуации исправить, — сказал Обухов.
Он нашел молодого драматурга, отправил в Агинское. Там девушка пробыла около трех недель, познакомилась со школьными друзьями, с воспитательницей в детском саду, с друзьями, товарищами, сослуживцами. В итоге сделали много вариантов сценария, около 30, а затем с одним, на который пал выбор, Юрий Обухов приехал к маме Алдара.
— Мы долго разговаривали, и в конце нашей встречи она говорит: «Что я должна сделать?» Я говорю: «У нас с вами есть предварительное соглашение, которое мы хотели бы подписать, что вы нам разрешаете использовать имя Алдар и фамилию Цыденжапов». Конечно, могли написать там Ваню Петрова, но мы же хотели сделать так, чтобы об Алдаре знали все. Она говорит: «Конечно, мне тоже бывает порой обидно, что о моем мальчике никто не знает». После премьеры фильма она обняла меня и сказала: «Большое вам спасибо, что вы сняли очень честное кино про моего мальчика». Для меня это была самая большая похвала, что я оправдал доверие и то, что теперь об этом парне знают многие и многие, — вспомнил Обухов.
По его словам, замыслы так и рождаются, но главное — увидеть и разглядеть.
— Я мог, конечно, пройти мимо небольшого корвета, заняться своими делами, и, может быть, потому что прошло очень много времени, 15 лет, ни у кого желания или возможности снять картины об этом парне не было. Я считаю, что это удачная картина всей моей творческой биографии, потому что редко удается совместить массу моментов, которые срослись в такое произведение, — добавил продюсер.
Он также рассказал, что большая часть сцен была снята в тех самых локациях, где всё происходило на самом деле.
— Мы снимали в доме дедушки Алдара, снимали в том самом эсминце «Быстром», который на тот момент был выведен из состава, но по нашей просьбе его оставили во Владивостоке. Единственное, что мы машинное отделение, этот небольшой фрагмент, сделали декорацию вне. Можно было, конечно, снять там, но так как это пожар, а судно старое, пропитанное маслами за 30 лет его эксплуатации, спалим судно, и всё. Мы приняли решение, что лучше нам построить маленький фрагмент машинного отделения вне, поставили в павильоне. А всё остальное мы снимали в реальных условиях, от корабля до больницы всё по-настоящему, — поделился Обухов.
Роль одного из врачей в фильме играет актер Дмитрий Певцов, которого продюсер сам выбрал и решил связаться с агентом артиста.
— Роль небольшая, но очень важная, на мой взгляд. Я долго думал, кого же пригласить на эту роль. Звоню агенту. Агент — это тот человек, который представляет интересы актера. И он заинтересован в том, чтобы было больше съемочных дней, так как больше получает процентов. Естественно, когда я сказал, что может быть, дня 2−3, он говорит: «Ты смеешься что ли? Ну не знаю, он занят, давай попробуем. Пришли сценарий, я отправлю ему», — рассказал продюсер.
Обухов отправил агенту сценарий, а через час ему позвонил сам Дмитрий Певцов:
— «Здравствуйте, это Дмитрий Певцов. Я прочитал ваш сценарий, когда начинаете снимать?» Я говорю: «Не понял». Он: «Ну вы меня рассматриваете или я должен пробоваться и прочее?» Я опешил вообще. «Когда вы снимаете и где это будет всё происходить?» — «Во Владивостоке в сентябре». — «Трудно вообще, в сентябре у нас каникулы, я буду отдыхать семьей в Крыму. Что-нибудь придумаем. Я согласен сниматься в вашей картине». Не вопрос гонорара, не вопрос того, как из Крыма попасть во Владивосток. И в плане еще одного хорошего актера Даниила Спиваковского то же самое, реакция такая же. Я о таком и не мечтал. Певцов до этого не снимался 7 лет нигде. И тут я получил такой ответ моментально в течение часа. Благодарен ему просто искренне, по пояс, ему спасибо большое. Он, говорит, прочитал, прослезился, не мог быть в стороне, — рассказал продюсер.
Он уточнил, что, когда встал вопрос о съемках в военном госпитале, пришлось обращаться к начальнику медслужбы.
— Нам сказали: «Мы вам выдадим ту самую реанимацию, где всё на самом деле происходило. 24 сентября 2010 года Алдара Цыденжапова привезли в этот же военный госпиталь, он все 4 дня находился в этом реабилитационном отделении». Но только одно условие: мы должны снять за один день. Потому что нельзя больше, это же военный объект. Мы, конечно, согласились. И вместо трех дней сняли всё за один день, все сцены. Это признак огромного профессионализма, огромного человеческого отношения к этой истории. То есть никаких, там, «буду — не буду играть», «это так — не так» — это огромная наша авторская удача. Дмитрию Певцову и Даниилу Спиваковскому я очень-очень благодарен, — вспомнил Обухов.
Он также рассказал, что недавно получил приз за лучшую музыку к фильму.
— Я не имею музыкального образования. Четыре класса баяна в сельской школе — это не образование. Но тем не менее совсем недавно я получал приз за лучшую музыку к фильму «9 секунд», — рассказывает продюсер.
Во время этого мероприятия Юрию Обухову кто-то позвонил, он извинился и взял трубку, а после разговора сказал:
— Мама Алдара звонила, говорит: «Мы же завтра с вами должны встретиться, чай с молоком попьем». Ну а как маме откажешь?
В этом году кинофестиваль заручился поддержкой крупного бизнеса, представленного в Забайкалье. Генеральным партнером XII Забайкальского кинофестиваля стал Быстринский ГОК. Также в числе партнёров группа компаний «Хайлэнд Голд» и «Удоканская медь».
Нет комментариев