8 августа 1945 года послу Японии в СССР было сделано заявление Совета Народных Комиссаров (СНК) о том, что с 9 августа Советский Союз считает себя в состоянии войны с его страной. И 9 августа в 00 часов 10 минут по читинскому времени войска Забайкальского фронта наряду с двумя Дальневосточными фронтами, а также частями Тихоокеанского флота и Амурской флотилии начали наступление.
Войска всех трех фронтов в тот момент насчитывали более 1,5 миллиона человек, 5,5 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 3,4 тысячи самолётов, 26 тысяч орудий и миномётов. У флота было 427 кораблей и 1,5 тысячи самолётов, у флотилии — 83 корабля. К этому моменту Забайкальский фронт был уже не таким, каким он встречал тот победный 1945 год.
Блестящая оценка писателя
Талант настоящего писателя позволяет в нескольких строчках передать то, что называется атмосферой события, то, что часто упускают из внимания историки. А писатель из Иркутска Георгий Мокеевич Марков, безусловно, был талантливым человеком. Тем более, что во время Великой Отечественной 1941-1945 годов и советско-японской 1945 года войн он сам служил в главной газете Забайкальского фронта. Это позволило ему написать замечательную повесть «Орлы над Хинганом», изданную в 1967 году. По её мотивам в 1981-1982 годах были сняты художественные фильмы «Приказ: огонь не открывать» и «Приказ: перейти границу», соавтором написания сценариев которых он сам и был. Вторая часть книги и открывалась писательской оценкой того, что тогда, летом 1945 года, происходило в Забайкалье.
«В те июньские дни тысяча девятьсот сорок пятого года небо над степью было закрыто мутно-жёлтым шатром пыли, — по сути дела, вспоминал Марков. — День и ночь гудела и содрогалась земля от грохота танковых колонн, от рокота самолётных моторов, от рёва автомобилей, от топота лошадей.
С наступлением сумерек над степью поднималось яркое зарево, как от гигантского пожара. Это сливались в единое море света огни фар, костры биваков, лучи прожекторных установок противовоздушной обороны.
Живой, бушующий поток людей, машин, лошадей поглощали десятки и сотни эшелонов, прибывавших на неведомые степные разъезды чуть ли не из всех столиц Европы. Воины, прошедшие от Москвы и Сталинграда до Берлина и Вены, с горячим любопытством осматривали однообразное степное раздолье.
Вокруг лежали изрытые сопки. Извилистые противотанковые рвы тянулись на десятки и сотни километров. Траншеи и окопы встречались на каждой сотне шагов. Землянок было едва ли не больше, чем тарбаганьих нор. Миллионы кубометров земли передвинули человеческие руки за эти четыре года.
Сколько же потребовалось на это сил, упорства, мужества?!
Ветераны войны знали настоящую цену воинскому подвигу.
— Хотя о вас не писали в сводках Информбюро, но работали вы знаменито, — говорили они солдатам и офицерам забайкальских полков и дивизий.
Забайкальцы вливались в общую массу войск как равные, со своей особой славой — славой людей, выдержавших великое и тяжкое стояние на восточных рубежах Родины…»
У этого потока людей и техники были вполне конкретные цифры.
Усиленный фронт
Прежде всего были полностью доукомплектованы обе общевойсковые армии Забайкальского фронта: и 36-я, базировавшаяся в Читинской области (в июне в её состав был включён 2-й стрелковый корпус, дислоцированный в Иркутской области), и 17-я, находившаяся в Монголии.
При этом командовать 17-й армией остался имевший опыт боев в 1941-1943 годах генерал-лейтенант Алексей Данилов, а командование 36-й армией было поручено генерал-полковнику Александру Лучинскому, который в сражении за Берлин и в боях за Прагу командовал 28-й армией.
Там же, в Монголии, было сформировано и такое уникальное воинское формирование, как конно-механизированная группа, которую возглавил генерал-полковник Исса Плиев. Впервые его группа была создана в 1944 году в ходе Белорусской наступательной операции, и тогда в её состав входили 1-й механизированный корпус и 4-й гвардейский кавалерийский корпус. В Монголии управление и штаб группы были развернуты на базе 85-го стрелкового корпуса, который был сформирован в составе 17-й армии в 1943 году.
В состав группы были включены 59-я кавалерийская дивизия, четыре бригады (танковая, механизированная, мотострелковая и истребительно-противотанковая), мотоциклетный полк. Кроме того, в состав этой же группы вошли четыре кавалерийские дивизии, мотобригада, танковый и артиллерийский полки армии Монгольской Народной Республики.
Кроме того, в состав фронта вошла 39-я армия под командованием генерал-полковника Ивана Людникова, военачальника, участвовавшего во многих основных сражениях Великой Отечественной от Сталинградской битвы и до штурма Кёнигсберга. 20 июня 1945 года его армия была включена в состав Забайкальского фронта и в полном составе из Восточной Пруссии переброшена в Монголию.
Сюда же, в Монголию, прибыла и 6-я гвардейская танковая армия генерал-полковника Андрея Кравченко. Это его танкисты брали Будапешт, Вену и Прагу. А в Читинскую область доставили части 53-й общевойсковой армии генерал-полковника Ивана Манагарова. У его армии тоже был славный боевой путь — от сражения на Курской дуге и битвы за Днепр до штурма Будапешта и освобождения Чехословакии.
Усилена была и 12-я воздушная армия, которую уже в марте 1945 года возглавил маршал авиации Сергей Худяков (Арменак Ханферянц). Если в 1943 году в её составе были две бомбардировочные дивизии, две истребительные и одна штурмовая, то в 1945 году она выглядела уже по-другому. В неё были включены 6-й и 7-й бомбардировочные корпуса, а дивизий в общей сложности насчитывалось 13, не считая отдельных подразделений.
Подвиг железнодорожников
Переброска такого количества войск была безусловным подвигом, который совершили железнодорожники. О масштабах той операции очень ярко говорят скупые цифры. Так, уже в мае было переброшено только с воинскими подразделениями 14 тысяч вагонов, в июне — почти 45 тысяч вагонов, в июле еще почти 24 тысячи. «Ежесуточно на Забайкалье, — вспоминал позже Маршал Советского Союза Александр Василевский, — в июне проходило до 30 поездов, в июле — до 22 поездов».
В общей сложности в мае — июле 1945 года на железнодорожных путях Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока и на маршах в районах развертывания находилось до одного миллиона советских солдат и офицеров. Кроме того, перевозились и перегружались десятки тысяч тонн артиллерийских орудий, танков, автомашин и многие десятки тысяч тонн боеприпасов, горючего, продовольствия, обмундирования и других грузов.
Так, например, для переброски 53-й армии потребовалось 120 эшелонов и 56 суток. Примерно столько же (110 эшелонов и 56 дней) — и 39-й армии. Перегруппировка 6-й гвардейской танковой армии проводилась сначала по железной дороге 92 эшелонами. Затем армия своим ходом на расстояние до 300 километров двигалась колоннами 62 дня, в том числе девять суток по территории Монголии, преимущественно по ночам.
Понятно, что такая колоссальная переброска войск была спланирована заранее. Ещё в конце сентября 1944 года Генеральный штаб Красной Армии приступил, в соответствии с решениями Тегеранской конференции, к предварительным расчётам по сосредоточению и материально-техническому обеспечению войск на Дальнем Востоке и в Забайкалье, необходимых для войны с Японией. Тогда расчеты показали, что для усиления Дальневосточного и Забайкальского фронтов требуется перебросить 30 дивизий, а для этого надо было задействовать не менее тысячи воинских эшелонов. В то время Транссибирская магистраль могла пропустить в сутки 36 эшелонов, из которых 26 можно было отвести под военные грузы. Следовательно, для переброски 30 дивизий требовалось не менее 2,5-3 месяцев, после чего считалось возможным начать наступательные действия, но при условии, если союзники не позволят японцам усилить войска, находившиеся в Маньчжурии и Корее. Имея эти расчёты, Иосиф Сталин на Ялтинской конференции Большой тройки (Сталин, Рузвельт и Черчилль) уверенно заявил союзникам, что Советская армия вступит в войну с Японией через три месяца после окончания войны на Западе.
Транссибирская магистраль была передана в ведение Главного командования советских войск на Дальнем Востоке на всем протяжении, от Иркутска до Владивостока.
Средства материально-технического обеспечения войск стали перебрасывать в Забайкалье и на Дальний Восток с февраля 1945 года. 13 апреля 1945 года Государственный комитет обороны (ГКО) СССР принял постановление «Об улучшении работы железных дорог Дальнего Востока», в соответствии с которым был образован специальный округ железных дорог Дальнего Востока для руководства Восточно-Сибирской, Забайкальской, Амурской, Дальневосточной и Приморской железными дорогами. Руководство округа разместили в Чите.
Начальником округа стал заместитель наркома путей сообщения Виктор Гарнык. Кроме того, в помощь местным железным дорогам, по специальному постановлению ГКО, на Дальний Восток и в Забайкалье были направлены железнодорожные войска. Они развернули работы по увеличению пропускной способности дорог: развитию станций; усилению верхнего строения пути и водоснабжения; строительству паромных переправ и дублирующих мостовых переходов через реки; обходы у железнодорожных мостов. Для пропуска войск, следовавших походным порядком через железнодорожные мосты, укладывали деревянные настилы, по которым, не мешая движению поездов, проходили танки и самоходки, автомашины и войска. А к началу боевых операций на Забайкальский фронт прибыла оперативная группа Управления военно-восстановительных работ (УВВР-14) во главе с генерал-майором технических войск Виктором Чигарковым. Все железнодорожники в этот период трудились с максимальным напряжением и выполнили поставленную перед ними задачу.
Сохранить секретность
Одна из важнейших задач советского командования в тот период — сохранение, по возможности, секретности этой переброски войск. Возможности вести разведку с воздуха японцев лишили давно, а в 1945 году у них такой возможности практически не осталось совсем. В апреле 1945 года на базе Забайкальской зоны противовоздушной обороны (ПВО) была сформирована армия ПВО, которую возглавил генерал-майор Пётр Рожков. Участник боев у реки ХалхинГол, он в годы Великой Отечественной командовал Ленинградской армией ПВО. В состав армии вошли три дивизии ПВО (92-я, 93-я и 94-я), 297-я истребительная авиационная дивизия, 16 отдельных зенитных дивизионов, 10 зенитных бронепоездов и другие подразделения. Небо над территорией Забайкальского фронта было закрыто плотно. Ещё более непростая задача стояла перед контрразведчиками.
О их работе в этот период рассказал в своей книге «Тревожные будни Забайкальской контрразведки» ветеран органов госбезопасности Алексей Соловьев: «Все мероприятия по перегруппировке войск и непосредственной подготовке их к операции проводились скрытно: к разработке планов операции привлекалось ограниченное число лиц; все внутрифронтовые перегруппировки осуществлялись только ночью; в районах сосредоточения и развертывания строго соблюдались меры маскировки войск до утра 9 августа, работали только на прием; режим мирного времени сохранялся на всем протяжении государственной границы.
Однако скрыть такую мощную перегруппировку было практически невозможно… Хотя японская разведка действовала активно, она, по показаниям пленных японских генералов и офицеров, не смогла выявить ни сроков, ни направлений главных ударов советских войск. А потому японцы оказались не готовы к тому мощному удару, что обрушился на них 9 августа 1945 года».
Александр Баринов.
Комментарии 1
....и ни каких...компьютеров...и побеждали !!!