Вертолет высадил на заснеженной площадки в тайге двух человек с грузом. - Сейчас встречающие подойдут, счастливо,- сделали ручкой летуны и улетели. Валентина озадаченно, присела на ящик , - Приплыли называется, и где эти встречающие? Муж Александр пожал плечами, вопрос был риторическим.
Тут неподалеку раздались крики, - Эге-гей! Вы где есть !? - Ау!-пискнула в ответ женщина. - Эй!-пробасил Александр. Из-за кедров показались несколько мужиков нанайцев, - Ты что ли, новая учителка-англичанка - спросил толстый нанаец в лохматой шапке, - А чего к дороге не вышли? Так ребята берем груз, потопали.
Лесную тропу, конечно можно при воображении назвать дорогой. По ней вышли к берегу Амура, где стоял бортовой Газ-51. По льду реки доехали до деревни. Деревня вытянулась вдоль берега , и сразу за околицей начиналась тайга, в пяти километрах от деревни встречались медвежьи следы. Экзотика.
Но жилищные условия оказались вполне. Двухкомнатная благоустроенная квартира в доме для учителей, которые местные прозвали "Белым". Только электричество десять часов в сутки. Дизель. Потянулись будни, Валентина преподавала в школе-интернате английский, а Александр работал на электростанции.
В следующую зиму в деревню зашел тигр, всполошив всех. Собаки в ужасе жались к ногам хозяев, соседка Валентины с первого этажа уронила чайник, увидев в окне тигриную морду. Пришлось охотникам сделать засаду и ... Поглядеть сбежалась вся деревня, кто-то под шумок срезал ценные усы. Старая была тигрица, охотится уже не могла, вот и взялась разбойничать.
Несмотря на суровый быт, семья обжилась в деревне, родилась дочка Катюшка. Купили дом, засадили огромный огород, даже корову завели. В магазине покупали только необходимое, все остальное давала тайга и река. Деревня и называлась Халбы, что по нанайски означает рыбное место.
А главное богатство деревни - люди в ней живущие. Бескорыстные, добрые. честные. Всегда помогут, что надо подскажут и научат. Со временем односельчане приметили деятельную натуру новой учительницы, и избрали Валентину Ивановну главой администрации. Десять лет она возглавляла село и многого добилась. Свет круглосуточно, построили новый клуб, проводила этно-фестивали, да много чего.
Но к сожалению, Нижние Халбы повторили судьбу тысяч дальневосточных и сибирских деревень. Опустело село, разъехался народ. Вот и Валентина Ивановна с семьей перебралась в Комсомольск-на Амуре. В деревне остались лишь старики, да те кто не мыслит себя без родного очага, рыбалки и охоты.
Таких как старый Пассар, который каждый день ходит на берег, сидит на плавнике, курит трубку, и смотрит, как величественный Амур неспешно несет свои воды к океану.
Нет комментариев