Российский стратегический ракетоносец (РСР) Ту-95 делит с американским В-52 титул ветерана неба. Оба встали на боевое дежурство более полувека назад и собираются летать еще как минимум до 2040 года. Наш долгожитель установил массу рекордов по дальности и продолжительности полета, занесен в Книгу Рекордов Гиннесса сразу по нескольким номинациям: это, к примеру, самый быстрый на свете винтовой самолет. Побывав в разных передрягах, Ту-95 доказал свою надежность – качество, которое летчики особенно ценят. Ну а боевую мощь его лучше не проверять…
Неубиваемый и несбиваемый
Летчики называют Ту-95 «несбиваемым». Его бортовой комплекс обороны считался самым совершенным в советских ВВС и во многом превосходит В-52. Во время специальных испытаний системы радиоэлектронной борьбы самолета сорвали атаку МиГ-31. «Цель наблюдаю визуально, могу отработать пушкой, пуск ракет произвести невозможно», - доложил пилот перехватчика.
Самолеты поздних серий (модификация МС) отличаются исключительной надежностью. Нечастые ЧП в воздухе в большинстве случаев заканчивались благополучно. В середине 80-х у самолета, летевшего из Семипалатинска в район Моздока Ту-95 в 150 километрах от пункта назначения разрушилась турбина одного из двигателей. Командир принял решение не садиться в Моздоке, где полноценно отремонтировать мотор все равно не могли, а возвращаться домой на трех. Долетели и сели без проблем.
В 1983 году во время учебного пуска «убийцы авианосцев», крылатой ракеты Х-22 она и в самом деле сошла с держателя. Включился двигатель и 11-тонная ракета врезалась в самолет-носитель сзади-снизу, повредив фюзеляж. Ту-95 нормально приземлился, а ракета упала в море, где за ней полтора месяца безуспешно ныряли водолазы Каспийской флотилии.
Во время испытаний термоядерной «Царь-бомбы» на Новой Земле у самолета-носителя (это был подготовленный Ту-95В) от электромагнитного импульса отключилось все электрооборудование и остановились двигатели. Запускали их в падении: первый на 7000 метров, второй на 5000… Сел самолет на трех моторах. При осмотре на земле выяснилось, что четвертый сильно обгорел и запуститься не мог в принципе.
Полвека в строю
Создавался Ту-95 с конкретной целью - доставка на территорию США термоядерных бомб. После появления у СССР межконтинентальных баллистических ракет часть бомбардировщиков переориентировали на охоту за американскими авианосцами. Благодаря колоссальной дальности полета бомбардировщики находили авианосные ордеры в любом океане, подкрадывались на бреющем и с ревом проходили над палубой, фотографируя вражью технику. Присутствовали Ту-95 и на всех учениях НАТО вне зависимости от места их проведения – за это самолет прозвали «Восточным экспрессом».
Однако и с появлением стратегических ракет часть Ту-95 по-прежнему была нацелена на Соединенные Штаты. Если баллистическим ракетам отводилась роль первого удара, то бомбардировщики выполняли миссию «зачистки местности», поскольку преимуществом ракет была скорость, а бомбардировщиков – точность. К подготовке относились очень серьезно: каждый экипаж знал свою цель, метеорологические условия и маршруты подхода. Дважды в год проводились учения, на которых отрабатывались действия с арктических аэродромов, преодоление зоны ПВО в одиночку и группой. Во время Карибского кризиса Ту-95, сменяя друг друга, барражировали над Шпицбергеном – на расстоянии пуска крылатой ракеты Х-20 с термоядерной боеголовкой. Погоны и партбилеты экипажа оставались на земле – в сейфе особого отдела.
Сейчас Ту-95 несет шесть крылатых ракет Х-55 в барабанной пусковой установке, спрятанной в фюзеляже. Конструкцией предусмотрена подвеска еще 10 ракет под крылья, но это запрещено международными соглашениями. Ведется перевооружение самолетов на новую, еще более точную ракету Х-101.
Небесный быт
Условия для работы летчиков в первых Ту-95 были ужасны: спинки неудобных кресел не откидывались, пищу хранить было негде (а полеты продолжались по 20 часов и более), изнутри кабина была выкрашена в черный цвет. «Как в танке!», - восхитился проверяющий генерал. Система кондиционирования работала отвратительно: воздух из нее выходил очень сухим и содержал огромное количество масляной взвеси. Поэтому командир и второй пилот снимали кислородные маски по очереди.
Но со временем все устроилось. Кабины перекрасили, кондиционер настроили, бортпайки заменили на съедобные. В Ту-95 впервые в Советском Союзе появились микроволновые печки для подогрева пищи. Для удовлетворения другой надобности служит переносной туалет.
Экипаж ракетоносца состоит из семи человек: командир и его помощник, он же правый пилот, бортинженер, оператор и три штурмана. Катапультных кресел не предусмотрено: при аварии выпускается стойка переднего шасси (люк в кабину находится над ней).
https://www.youtube.com/watch?v=SSilvLQAepU#статьи#ввс#Ту95
За другие гарнизоны не знаю ,а в нашем Чаганском,это не далеко от Семипалатинского полигона.Два самолёта разбились.Это примерно 1975 год и 1985.в первом случае погиб весь экипаж,это было под Алма-Атой.А во втором под Семипалатинском.погибли не все .
Я служил в Чагане...легендарный полк!экипаж мог спастись,но боролись до конца,пытались спасти самолет и вывести его в безопасное место...выпрыгнул только бортстрелок...остальные боролись вместе с командиром...всякое бывало...офицеры СССР воспитывались иначе...
Чего не понимаете? Из Ту-114 потом Туполев сделал Ту-95, а наработки по Ту-144 пигодрлись в Ту-160 ! Это давно известная информация и в книгах и в кинофильмах
В каких фильмах? В каких книгах? Все ровно наоборот... Вот источник - книга Шаврова "История самолетов СССР":Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95 и его модификации
Политическое и военное противостояние между США и СССР, начавшееся после окончания второй мировой войны, стало главной причиной, побудившей наше правительство принять решение о создании межконтинентальных бомбардировщиков. Самым сложным вопросом стал выбор двигателя. Опыт создания бомбардировщика Ту-85 и корейская война показали, что время самолетов большой дальности с поршневыми двигателями безвозвратно ушло. Остановить свой выбор конструктор мог лишь на ТРД и ТВД. Первый обеспечивал большие околозвуковые скорости, второй - большую дальность, недоступную реактивным самолетам середины 1950-х гг. В связи с этим ОКБ-156 предложило создать дальний бомбардировщик с ТВД.
Разработка Ту-95 (рис. 196) началась в соответствии с постановлением Совета Министров от 11 июля 1951 г. Документ предписывал создать м...ЕщёВ каких фильмах? В каких книгах? Все ровно наоборот... Вот источник - книга Шаврова "История самолетов СССР":Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95 и его модификации
Политическое и военное противостояние между США и СССР, начавшееся после окончания второй мировой войны, стало главной причиной, побудившей наше правительство принять решение о создании межконтинентальных бомбардировщиков. Самым сложным вопросом стал выбор двигателя. Опыт создания бомбардировщика Ту-85 и корейская война показали, что время самолетов большой дальности с поршневыми двигателями безвозвратно ушло. Остановить свой выбор конструктор мог лишь на ТРД и ТВД. Первый обеспечивал большие околозвуковые скорости, второй - большую дальность, недоступную реактивным самолетам середины 1950-х гг. В связи с этим ОКБ-156 предложило создать дальний бомбардировщик с ТВД.
Разработка Ту-95 (рис. 196) началась в соответствии с постановлением Совета Министров от 11 июля 1951 г. Документ предписывал создать машину под четыре спарки ТВ-2Ф или четыре НК-12 с взлетной мощностью по 12 500 э. л. с. со следующими данными: максимальная скорость 900...940 км/ч на высотах 8000...9000 м, практический потолок 13 000...13 500 м, дальность полета максимальная 17000...18000 км, длина разбега 1500...1800 м, нормальная бомбовая нагрузка 5000 кг и 15 000 кг перегрузочная.
А это про ТУ-114: "Дальнемагистральные пассажирские самолеты Ту-116 и Ту-114
Ту-116. С появлением самолета Ту-95 в ОКБ А.Н. Туполева предложили на его базе создать межконтинентальный пассажирский самолет. Работа развернулась в двух направлениях: разработка лайнера для регулярных авиалиний Ту-114 и самолета для "спецпассажиров" Ту-116...."
Первый Чаганский борт разбился в Алма-Ате не дотянул до полосы и врезался в ЛЭП,это был экипаж майора Мальцева с Первого(1023 ТБАП) Полка.Всему виной неслетанность экипажа-их тогда отправили на запасной,в Чагане были СМУ.А второй майора Положего с Второго(1226 ТБАП)Полка,тоже сел с перегрузом-прогрессирующе козлил пока не развалился....Погибли двое -КОУ и ВСР в корме,было это в сентябре 1984-го.....
Я хочу добавить то что Ту-95 будь он даже самым "ржавым анахронизмом "и еще как там про него говорят...НО ГОВОРЯТ В ОСНОВНОМ ТЕ КТО НА НЕМ НЕ ЛЕТАЛ И В -40 ЕГО К ПОЛЕТАМ БЕЗ ТЕПЛОГО АНГАРА НЕ ГОТОВИЛ ИЛИ В ЖАРУ НА СТРЕМЯНКЕ В ЧЕРНОЙ ТЕХНОТЕ ТАКЖЕ... СВОЕ ДЕЛО ДЕЛАЕТ ЧЕТКО,столько лет был только фактором сдерживания и таким остается.И боевое применение он прошел впервые в Сирии...А самолет удачный-ведь первые Ту-95МС начали поступать к нам в Чаган с 1982-го по 1986-й,а самые последние 1987-90-го годов постройки...ВСЕМ КТО ЛЕТАЛ И ОБСЛУЖИВАЛ ТУ-95 С УВАЖЕНИЕМ СПАСИБО!!!!!!!
!: 16 лет слцжбы муж отлужил на ТУ-95 астарщий сын выпускник высшего Оренбургского лктного училища 14 лет и все вЧагане А вообще 1о1 год наша семья отслужила в ДА ТУ-95 это родное Узнаю по звуку влюбое время
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 64
https://www.youtube.com/watch?v=63A9caiYnLw
Политическое и военное противостояние между США и СССР, начавшееся после окончания второй мировой войны, стало главной причиной, побудившей наше правительство принять решение о создании межконтинентальных бомбардировщиков. Самым сложным вопросом стал выбор двигателя. Опыт создания бомбардировщика Ту-85 и корейская война показали, что время самолетов большой дальности с поршневыми двигателями безвозвратно ушло. Остановить свой выбор конструктор мог лишь на ТРД и ТВД. Первый обеспечивал большие околозвуковые скорости, второй - большую дальность, недоступную реактивным самолетам середины 1950-х гг. В связи с этим ОКБ-156 предложило создать дальний бомбардировщик с ТВД.
Разработка Ту-95 (рис. 196) началась в соответствии с постановлением Совета Министров от 11 июля 1951 г. Документ предписывал создать м...ЕщёВ каких фильмах? В каких книгах? Все ровно наоборот... Вот источник - книга Шаврова "История самолетов СССР":Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95 и его модификации
Политическое и военное противостояние между США и СССР, начавшееся после окончания второй мировой войны, стало главной причиной, побудившей наше правительство принять решение о создании межконтинентальных бомбардировщиков. Самым сложным вопросом стал выбор двигателя. Опыт создания бомбардировщика Ту-85 и корейская война показали, что время самолетов большой дальности с поршневыми двигателями безвозвратно ушло. Остановить свой выбор конструктор мог лишь на ТРД и ТВД. Первый обеспечивал большие околозвуковые скорости, второй - большую дальность, недоступную реактивным самолетам середины 1950-х гг. В связи с этим ОКБ-156 предложило создать дальний бомбардировщик с ТВД.
Разработка Ту-95 (рис. 196) началась в соответствии с постановлением Совета Министров от 11 июля 1951 г. Документ предписывал создать машину под четыре спарки ТВ-2Ф или четыре НК-12 с взлетной мощностью по 12 500 э. л. с. со следующими данными: максимальная скорость 900...940 км/ч на высотах 8000...9000 м, практический потолок 13 000...13 500 м, дальность полета максимальная 17000...18000 км, длина разбега 1500...1800 м, нормальная бомбовая нагрузка 5000 кг и 15 000 кг перегрузочная.
А это про ТУ-114: "Дальнемагистральные пассажирские самолеты Ту-116 и Ту-114
Ту-116. С появлением самолета Ту-95 в ОКБ А.Н. Туполева предложили на его базе создать межконтинентальный пассажирский самолет. Работа развернулась в двух направлениях: разработка лайнера для регулярных авиалиний Ту-114 и самолета для "спецпассажиров" Ту-116...."