В данной статье, а также ряде других в продолжение, речь пойдёт о жилищных правах граждан в РФ. Тема это больная, избитая, проблема проблем в нашем государстве, но, всё-таки, хочется в очередной раз напомнить о конституционном праве граждан на жилище.
Здесь мы поговорим об общих правилах улучшения жилищных условий.
Международные нормы
В соответствии со ст. 11 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирован СССР в 1973 году) «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Подобное же закреплено и в ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). Право на жилище закреплено и в Конституции РФ, статья 40. Кроме того, в Конституции РФ закреплено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище».
Российское законодательство
Общие правила улучшения жилищных условий регулируются жилищным законодательством, в частности Жилищным кодексом РФ, а также региональным законодательством.
Так, регионы регулируют вопросы установления учетной нормы и нормы предоставления жилой площади, порядок признания граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок ведения реестра очерёдности предоставления жилых помещений.
Общие условия и порядок постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий закреплены в статьях 49-52 Жилищного кодекса РФ.
По общему правилу (при наличии у гражданина и членов его семьи жилого помещения, пригодного для проживания, или отсутствии жилого помещения) жилые помещения предоставляются гражданам при соблюдении двух условий:
Признание граждан малоимущими.
Обеспеченность гражданина и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Вопросы обеспечения жильём отдельных категорий граждан, например, военнослужащих, граждан, проживающих в аварийных домах и др., имеют свои особенности, поэтому в этой статье об этом речь не пойдет.
Как определить, нуждаетесь ли вы в улучшении жилищных условий?
Прежде, чем решать вопрос об улучшении жилищных условий, необходимо выяснить, обеспечены ли вы общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Напомню, что учетная норма – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для определения обеспеченности жилой площадью нужно взять общую площадь жилого помещения (жилых помещений) и разделить на количество зарегистрированных в этом жилом помещении граждан (нанимателя, собственника и членов их семей), а полученный результат сравнить с установленной в вашем населенном пункте учетной нормой площади жилого помещения.
Здесь только нужно учесть один важный момент – при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений (квартира, комната, жилой дом, доля в праве собственности), занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. То есть, нужно будет сложить всю имеющуюся в семье жилую площадь (садовые и дачные домики не считаем) на всей территории РФ.
Учётная норма, как и норма предоставления (по этой норме определяют площадь жилого помещения, которое будет предоставлено гражданам), устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно. Учетная норма не может быть выше нормы предоставления, но может ей равняться.
Размеры норм можно найти на официальном сайте администрации вашего муниципалитета в разделе «нормативные акты» или в сети интернет.
Пример 1:
Москва -
http://docs.cntd.ru/document/3666722
Санкт-Петербург -
http://docs.cntd.ru/document/8414031
Признание малоимущим
Итак, вы обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, поэтому можно переходить ко второму условию – признание малоимущим.
Этот момент так же, как и первый, регулируется региональным законодательством, его мы расписывать не будем, поскольку всю необходимую информацию можно получить в органах социальной защиты населения. При этом перед тем, как начинать собирать справки и прочее, советую ознакомиться с региональным законом, чтобы вы имели хотя бы общее представление о том, каким образом граждане признаются малоимущими, потому что в каждом регионе правила свои.
Пример 2:
Москва -
http://docs.cntd.ru/document/3664243
Санкт-Петербург -
http://docs.cntd.ru/document/8414031
Постановка на учет
После того как вас признали малоимущими, можно уже смело обращаться в жилищный отдел местной администрации или в МФЦ с необходимым пакетом документов для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень необходимых документов можно уточнить в органе, осуществляющим постановку на учет, а также изучив соответствующий нормативный акт (Пример 1). Постановка на учет осуществляется в течение 30 дней после подачи заявления и всех необходимых документов, а через МФЦ на несколько дней дольше.
В конце нужно обратить внимание на некоторые очень важные нюансы:
Основания снятия с учета указаны в статье 56 Жилищного кодекса РФ. К ним, в частности, относится изменение имущественного положения граждан, стоящих на учете, когда их доход уже превышает прожиточный минимум, тем самым они уже не могут считаться малоимущими. В таком случае граждане будут сняты с учёта, поэтому очень внимательно относитесь к тому, когда кого-то регистрируете в жилом помещении на постоянной основе, или кто-то собирается с регистрационного учёта сняться, либо вы намерены приобрести дорогостоящее имущество, например, транспортное средство.
Однако пункт 1 не применяется в отношении тех граждан, кто встал на учет до 1 марта 2005 года, потому что до этой даты признание граждан малоимущими, как одно из оснований для постановки на учет, отсутствовало, поэтому такие граждане и члены их семей независимо от дохода будут стоять на очереди вплоть до получения жилого помещения.
Статья 53 Жилищного кодекса РФ. Очень интересная статья, поскольку повсеместно трактуется органами МСУ произвольно, как им вздумается, а именно словосочетание «с намерением» опускают и отказывают в постановке на учет в качестве нуждающихся в случае, если имеется информация о том, что в течение 5 лет до постановки на учет у таких граждан имели место сделки с недвижимостью, которые повлекли уменьшение общей жилой площади.
Это неправильно, потому что в жизни бывает всякое и, порой для того, чтобы разрешить ситуацию, человек действуя добросовестно или вынужденно, совершает те или иные действия по распоряжению своим имуществом, но намерения ухудшить свои жилищные условия не имеет.
Яркий пример из судебной практики:
Умирает мать, двум родным братьям достается в равных долях квартира, в которой проживали мать и один из братьев с семьёй, второй проживал далеко. Помимо квартиры были счета в банке. Поделили пополам, но после вступления в наследство и оформления прав второй брат свою долю продал первому из-за ненадобности ему этой доли, так как он там не проживал, да и жил очень далеко, хотя при наличии этой доли он был бы уже обеспечен со своей семьёй по учетной норме, тем самым его просто могли снять с учета, что и произошло впоследствии. Не согласившись с решением органа МСУ, он обратился в суд и признал такое решение незаконным на том основании, что намерения ухудшать свои жилищные условия при таких обстоятельствах у него просто не было.
В целом, вот такие общие условия постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в РФ мы имеем.
'Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru'
Нет комментариев