Традиционная музыкальная культура каракалпаков базируется на богатейшей мифологической, мифопоэтической, эпической традициях как Хорезмского оазиса, так и в целом среднеазиатского и средневосточного регионов. В её древнейшем пласте прослеживаются связи с общетюркскими, в том числе шаманистскими, элементами, переосмысленными в национальной художественной практике. Так, для народов, проживающих в низовьях Амударьи – туркмен, хорезмских узбеков, каракалпаков – характерно распространение дастанов «Гарипашык и Шахсанем», «Горуглы», «Саятхан и Хамра» и др.
Поэтическое творчество каракалпаков неразрывно связано с музыкой. Реальное существование во времени любого поэтического произведения могло быть обеспечено только посредством его музыкального воспроизведения. Выдающиеся каракалпакские поэты прошлого одновременно являлись музыкантами-певцами – жырау либо баксы, которые владели игрой на различных музыкальных инструментах. Традиционным музыкально-поэтическим сочинением является косык (песня), основанная на простом стихотворении. Сама мелодия песни, инструментальная мелодия или напев из дастана обозначаются термином нама.
С музыкальным наследием каракалпаков связана одна легенда, которая отражает их устное и музыкальное творчество: «Песнь, путешествуя по миру, однажды остановилась ночевать в стойбищах каракалпаков. Весть о прибытии невиданной и неслыханной гостьи разнеслась во все стороны. Бесчисленное множество каракалпаков, собравшись в счастливом ауле, слушали дивную гостью с вечера и до утренней зари, пока наконец Песня не легла спать. После этого тысячи рассказов, повестей, песен и историй голосистой гостьи сохранились в памяти у каракалпаков».
***
Танцевальному искусству каракалпаков свойственны свои характерные особенности. Оно тесно связано с пластическим выражением настроений и чувств, которые передаются через танец. Он характерен трепетным движением корпуса тела, включая виртуозные движения ног, изощрённые и сложные орнаментальные движения рук и необычные движения плеч и головы. Ещё в XIX веке персидский дипломат Риза-кули Мирза, посетивший Хиву, описывая народы ханства, подчёркивал, что каракалпаки, особенно мужчины, очень любят танцевать в дни празднеств. В мужских танцах зритель «заряжается» энергией танца; сила мужского «ҳу» и «ҳа» – звуковых сопровождений, не только подбадривает танцоров, но и возбуждает зрителя, усиливает сердечные ритмы и импульс жизни.
В XX веке каракалпакский народный танец «поднимается» на профессиональный уровень и начинает демонстрироваться на сцене. Многие хореографические постановки, такие как «Айқулаш» (Лунная ночь), «Шағала» (Чайка), «Арал жигитлери» (Джигиты с Арала), «Шопанлар» (Чабаны), «Қараүй» (Юрта), «Кийиз басу» (Выделка кошмы), «Суўғабарған қыз» (Девушка пришла за водой) и др., связаны с этнографическими мотивами – ритуальными, обрядовыми, характерными для народа эмоциональными действиями.
К примеру, в танце «Выделка кошмы» нашёл отражение весь процесс выделки кошмы, и хотя танец построен на иллюстрированных «трудовых» движениях, почти досконально повторяющих движения подлинного трудового процесса, он получился поэтическим. В танце же «Айқулаш» демонстрируется народная традиция гулянья молодёжи в лунную ночь, когда зарождаются первые чувства любви.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев