А это кузнец Вэйланд здорового человека, изображенный на панели резного ларца эпохи викингов.
Вот как-то так или примерно так многие из нас представляют себе изготовление доспехов и оружия в Средние века: тщательный подбор сырья, секреты мастерства, передающиеся от отца к сыну, и все это щедро замешано на мистике и чертовщине. На выходе получался чудо продукт, вроде мечей, разрезавших шелковую ткань, плывущую вниз по реке, или там мифрильная кольчуга какая-нибудь. Впрочем, существует немало скептиков, полагающих, что все средневековое оружие было сделано кое-как из низкосортных железок, и вообще до промышленной революции европейские производители не могли создать ничего удобоваримого. А как оно было на самом деле? Давайте разбираться!
Речь в данной статье пойдет не про клинки и не про оружие, а про производство листовой стали и доспехов. Вообще нельзя сказать, что ученые никогда не интересовались технологической стороной производства средневековых лат. Кое-какие попытки предпринимались, впрочем довольно вялые, и лишь в 2000-е годы британский ученый (не устрашимся этого словосочетания) Алан Вильямс провел довольно скрупулёзный металлографический анализ сотен европейских средневековых элементов доспеха и целых сохранившихся гарнитуров. В выборку попали латные элементы снаряжения от конца XIV до середины XVI вв. Что же удалось выяснить? Обо всем по порядку.
Плавильные печи были, конечно, известны довольно давно и распространены были по всей Евразии, но вот их мощностей не хватало для производства больших и, что важно, качественных слитков железа. Получать сталь в товарных количествах… с этим вообще было грустно. Для изготовления однородного стального листа мощности небольших примитивных печурок просто не хватало. Археологи прослеживают существование довольно крупных доменных печей римского времени, просуществовавших со II в. до н.э до I в н.э. Именно в этот период появляется знаменитая римской lorica segmentata - пластинчатый панцирь римских легионеров. Видимо технология производства пластинчатых доспехов существовала в эпоху расцвета Римского государства, а затем, по мере медленного угасания оного, была забыта. Технологичная, но требовавшая большого количества дорогой листовой стали, лорика сегментата сменилась более трудоемкой в производстве, но не требовательной в плане расхода сырья, кольчугой.
Век кольчуги длился бесконечно долго, вплоть до середины XIII века кольчуга играла роль основы для комплекса защитных средств. Все было бы хорошо для владельцев кольчуги, но первым тревожным звоночком стали столкновения кольчугоносных ратей европейских крестоносцев с арабо-византийской и тюркской военной традицией на Востоке. Нет, конечно особенно злых вундервафлей арабы и сельджуки не применяли, но владели некоторым арсеналом ударно-дробящего оружия. Ну представьте себе, вам в прямо в ключицу прилетает граненая, бронзовая, а то и чугунная дура, а защищает вас только податливая кольчуга и тонкий акетон под ней. Поморщились от воображаемой боли? А теперь представьте, что та же фигня прилетает в локоть. Или даже в коленную чашечку. К тому же примерно в это же время в Европе появляется арбалет, сначала не очень мощный, но все более смертоносный со временем, на пике своего развития он выдавал на выходе хорошие такие 200 джоулей «дульной» энергии. А еще валлийские крестьяне преподнесли немало неприятных сюрпризов английскому рыцарству во время завоевания Уэльса. Сословию воюющих стало ясно, что нужно что-то делать, причем делать уже вчера. В XIII веке появляется множество вариантов защиты уязвимых частей благородного тела: наколенники и налокотники, а также первые кирасы. Не стоит забывать, что кираса происходит от слова cuir – кожа. Доспехи из вощенной кожи имели ограниченное применение в течении всего Средневековья, но очень скоро (по историческим меркам) кожаным доспехам придется отойти на второй план. Все потому, что на первый начинают выходить доспехи из стали.
Нет комментариев