Возникновение Клинского стеклодувного промысла и его развитие в деревнях относится к XIX в., когда в 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово, близ Клина - Клинский уезд издревле был богат кварцевым песко.
С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел. На заводе стали выпускаться лампы, бутылки, изделия из цветного стекла и даже хрусталь! Впрочем, предприимчивые ремесленники-кустари, оборудовав маленькие мастерские, быстро составили заводу своеобразную конкуренцию - в кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Умельцы совершенствовались в своём мастерстве, искали новые формы и приёмы и начали создавать не только бусы, но и сосульки, шары, сказочные фигурки.
После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сёл открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и ёлочных игрушек.
В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Вместо игрушек-ангелов появились пионеры, будённовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звёздами. Эра воздухоплавания отразилась на ёлках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолётиками, парашютами с крошечными парашютистами. На ёлки вешали фигурки танков, броневиков.
В конце 1930-х гг. на ёлках появились герои детской литературы – Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В ёлочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолётами, один из которых сбивает другой.
Сократившийся за время войны стекольный промысел к 1950 гг. достиг довоенного уровня. С подъёмом промышленности происходит объединение артелей в фабрики, строятся новые помещения, улучшаются условия работы, обновляется технология и расширяется ассортимент. В 1970 году создается объединение «Ёлочка», которое в 1992 году становится акционерным обществом открытого типа. За сохранение и дальнейшее развитие уникального стеклодувного мастерства решением Художественно-экспертного совета Московской области ОАО «Ёлочке» присвоен статус предприятия «народно художественного промысла».
Ёлочная игрушка – это застывший выдох стеклодува. Разогретая до шестисот градусов стеклянная трубка обретает форму за несколько секунд. Будущие новогодние фигурки надувают, как простой воздушный шарик. При этом мастер должен точно определить температуру стекла, рассчитать силу выдоха. И помнить, что стеклянная заготовка – это будущая часть новогодней сказки.
Процесс производства обычного ёлочного шарика – зрелище впечатляющее.
В темноте огромного цеха таинственно светятся языки синего пламени: несколько десятков женщин «колдуют» над небольшими газовыми горелками. Возле каждой – гора тонких трубок из специального стекла. Расплавив серединку трубочки, мастер-стеклодув дует в образовавшийся тонкий «усик» заготовки. Горячая масса наполняется воздухом, раздувается и подрагивает, словно мыльный пузырь. И хотя стенки стеклянного шара толще радужной мыльной оболочки, сам процесс ручного дутья требует той же осторожности и терпеливости, что и детская забава: лопнуть такой шарик может запросто – стоит только усилить давление воздуха в неподходящий момент или попытаться выдуть шар из бракованной заготовки.
Мастер кладёт небольшой овальный сгусток горячей, светящейся изнутри огнём и золотом стекломассы в одну половинку металлической формы, накрывает её второй и через секунду вытаскивает уже отформованное изделие. Еще немного воздуха, короткий «обжиг» над горелкой – и готов прозрачный зайчик. Его отправляют в белый пластмассовый лоток, где таких зайчиков с «усиками» на «макушке» и «пятках» уже много. Когда лотки на столах заполняются, их переносят в следующий цех.
Во втором цехе светло и пустынно, все вокруг заставлено деревянными ящиками, в которых покоятся шары и игрушки довольно необычного вида – теперь вместо хрупкой прозрачности заготовки приобрели зеркальный блеск. Некоторые шары «посеребрены» наполовину. Каждая игрушка проходит процесс металлизации: единственная на фабрике машина покрывает её специальным составом. Это нужно, чтобы уже окрашенный цветным лаком предмет имел характерный зеркальный блеск или глубокий матовый цвет. А шарики, металлизированные наполовину, шарики с «экраном» – особый дизайнерский приём: вы будете смотреть в него, как смотрят в воду.
Следующий цех напоминает лабораторию алхимика. В огромных чанах – иссиня-чёрное или кроваво-красное варево. В него работница на мгновение опускает серебристый шар, который держит за «усико». А вытаскивает уже васильковый или алый. И ловким движением вставляет «усико» в пустую ячейку на вертящейся подставочке-бочке, обтянутой холщовой тканью. Так шары сушатся.
Четвёртый цех – настоящая мастерская прикладного искусства. Здесь тончайшими кисточками мастерицы расписывают игрушки, и эта роспись не уступает по красоте и самобытности палеху или гжели. После росписи у игрушек отпиливают «усико» — они больше не пригодятся.
Отпиливание — один из немногих процессов на производстве, который автоматизирован. Часть игрушек лишается «усико» вручную. В образовавшиеся отверстия вставляют держатель.
Последний этап – сборка и декорирование изделий (здесь шары и колокольчики собирают в популярные нынче гирлянды, некоторые игрушки получают оригинальное дополнение в виде бантов, ленточек или искусственной хвои), оснащение их специальными металлическими держателями с петелькой для нитки и упаковка в презентабельные коробочки со слюдяным окошечком, сквозь которое заманчиво поблескивают готовые ёлочные наборы.
Затем они отправляются на склад.
Сегодня «Ёлочка» производит около 500 наименований стеклянных ёлочных игрушек, раскрашенных вручную. Мастера фабрики по сей день бережно хранят лучшие традиции русского стекольного ремесла и ручной художественной росписи, развивая при этом как классические, так и современные стилистические направления.
О высоком качестве и художественной ценности продукции предприятия свидетельствует тот факт, что стеклянные ёлочные украшения неоднократно получали высокие оценки и дипломы на многих Всероссийских и международных выставках. Всероссийские: «Игра и игрушки», «Мир детства», «Консум-Экспо», «Ладья. Зимняя сказка», «Подарки. Новый год». Международные выставки: «Amdiente», «Christmus WorLd», «Christmus Time». http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp ?id=52&i…


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев