Капнист – русский дворянский и графский род, происходящий с о-ва Занте. Предок их, Петр [Христофорович] Капнисси, в конце XVII в. был полковником венецианской службы. Его сын Стомателло в 1702 г. получил графский титул. Василий Петрович К. выехал в 1711 г. в Россию, вступил в русскую службу под именем Капниста, был бригадиром и убит в 1757 г. под Гросс-Егерсдорфом. Один из его сыновей – известный писатель Василий Капнист. (Энциклопедический словарь, 14 (1895), с. 387.
1. – «Коли ж тії гайдамаки та такеє чинять,
Так послати Капнистого, нехай їх припинить!
Коли ж тії гайдамаки та такеє роблять,
Так послати Капнистого, нехай їх половить!» –
5. Ой, наловив два острога, аж нігде дівати,
А сам поїхав пан Капнистий до хана гуляти.
Ой, п’є Капнист, та гуляє в хана на обіді,
Він не знає і не віда об своїй о біді.
Як залили Капнистого в тяжкії кайдани,
10. Та цариці у столицю скоро знати дали.
Як забили Капнистого в тугиї скрипниці,
Пообрубували обіддя, повезли на спицях.
Ой, повезли на столицю, – усім дали знати:
Ой, щоб знали Капнистого благодирем звати;
15. Ой, повезли Капнистого драбичатим возом
А відтіль їхав пан Капнистий великим обозом...
[Політичні пісні українського народу XVIII-XIX ст., з увагами М. Драгоманова. Ч.I, р.I. Женева, 1883. № XVII, с. 183-185. Орфография осовременена]
Получив от царя имения в Слобожанщине, Василий Петрович Капнист служил там с козаками в Изюмском полку. В 1726 г. он назначен там сотником. Потом ходил на Крым с Минихом, который сделал его в 1737 г. Миргородским полковником. С того времени Капнист бывал со своим полком в походах 1737–1739 гг. и отличался храбростью й способностями. В 1743–1745 гг. устраивал крепости на р. Синюхе и делал с инженером Боскетом карту Заднепровской Украины. За всю эту службу он получил большие имения в Слобожанщине и Гетманщине.
Как видно из приведенной песни, Капнист попал в неё более всего за свои отношения с гайдамаками. Упомянутые крепости по р. Синюхе должны были, между прочим, сдерживать гайдамаков, переходивших из Сечевых степей в Польшу. Капниста гайдамаки и симпатизировавшие им должны были считать врагом. Остались документы, из которых видно, що иногда в противогайдамацких разъездах бывал сам Капнист.
1751 году, Іюня 26 дня, пойманные гайдамаки при семисотной канцелярии, а именно: Цебуловской житель Павло Войненко, допрашиваны, а в допросѣ показалъ нижеслѣдующее.
... прошлого 750 году ... и стало насъ всѣхъ человѣкъ съ полтораста, шли на Чигиринъ, и въ Медведовки нашли зарытое полторы куфы селитры и заняли в той Медвѣдовки товару рогатого съ сорокъ и куфу горелки, и пошли понадъ Тасьминомъ на Новоселице, и тамъ забрали рогатого скота больше петидесятъ, овецъ зъ двѣсте, и шли на Суботовъ и взяли въ томъ Суботовѣ рогатогожъ скоту болѣе ста, и шли на Нестеровку, и за Нестеровкою подъ Чутою обрадовались и перепились пьяны, то набѣжали на насъ полская объѣздка и закололи у насъ шесть человѣкъ, а товаръ, пушку, и прапоръ, и горелку, и все, что было, отбили и увезли въ Полщу, а мы в лѣсъ утѣкли, и стояли дни съ четыри, и какъ Копнистъ полковникъ наѣхалъ и розогналъ всю нашу команду по лѣсу, толко человѣкъ зъ десеть поймалъ и побралъ съ собою...
Въ началѣ 1750 года постигло Капниста несчастіе: онъ былъ арестованъ, отрешенъ отъ должности, преданъ суду, обремененъ оковами. Войсковый товарищъ Звенигородскій, питая къ нему злобу, взялъ нѣсколько подлинныхъ писемъ его, поручилъ живущему въ Кіевѣ маляру Дмитрію Васильеву, съ которымъ былъ знакомъ, вырѣзать на мѣдной доскѣ грескую подпись Капниста и потомъ выпечатать оную на четырехъ листахъ, за что подарилъ ему столько-же аршинъ зеленаго сукна. Открывъ тайну свою священнику Антону Васильеву въ мѣстечкѣ Еремѣевкѣ жившему, уговорилъ его переписать на одномъ листѣ, полученномъ отъ маляра, письмо, сочиненное имъ, Звенигородскимъ, отъ Капниста на имя старосты чигиринскаго: о намѣреніи отравить гетмана, о сношеніяхъ съ татарами и проч. – Письмо сіе было отправлено Звенигородскимъ въ Кіевскую Губернскую Канцелярію при доношеніи отъ убитаго въ Польшѣ гайдамака Якова Нещадима. Учреждена въ Кіевѣ секретная коммиссія подъ предсѣдательствомъ генерала Леонтьева. Капнистъ доказалъ свою невиновность, открылъ преступниковъ. Императрица возвратила ему 18 января, 1751 года, свободу и имѣніе, произвела в бригадиры, пожаловала тысячу червонныхъ и опрѣделила начальникомъ надъ слободскими полками. Звенигородскій и священникъ (по лишеніи сана) приговорены къ кнуту и ссылѣ въ Сибирь въ каторжную работу; Дмитрій Васильевъ къ плетямъ и къ ссылкѣ въ Оренбургъ. Неизвѣстно, былъ-ли утвержденъ сей приговоръ государынею. Въ 1759 году они еще содержались подъ карауломъ въ Кіевѣ. – Малор. дѣла Кол. Арх. 1749 года. №3 и 1759. №8.) [Бантыш-Каменскій. Исторія Малой Россіи, прим. 254]
Со своими слободскими козаками В.П.Капнист участвовал в Семилетней войне, где и был убит под Гросс-Егерсдорфом в 1757 г.
Я не нашел никаких документальных подтверждений традиционной версии о происхождении Капнистов от греко-итальянских графов Капнисси. Унбегаун (Русские фамилии, 275) пишет: «Греческая фамилия Καπνίσης под итальянским влиянием приняла форму Capnissi. Почему на украинской почве она видоизменилась до формыКапни҅ст, не совсем ясно. Вполне возможно, что написание кириллицей конечное -si было ошибочно принято за -т.»
Вместо «не совсем ясно» я бы сказал «совсем не ясно». Из цитованной выше народной словесности видно, что в народе, далеком от орфографических тонкостей, называли Капниста – Капнистым, а это внушает мысль, что уже в греческом оригинале фамилия вполне могла иметь вид Καπνιστής, а при усвоении в ю.-рус. (укр.) *Капнисти҅ >Капни҅стий, как в приведенном у Драгоманова тексте, с переносом ударения по аналогии с прилагательными на -истий.
Ср. (н.-)гр. καπνιστός ‘smoke-dried’, ‘копченый’, καπνιστής ‘smoker’, ‘курильщик’, κάπνισμα ‘smoking’, ‘копчение, курение’; καπνός, ὁ ‘дым’ (Jannaris, 352; Хориков & Малев, 416)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев