(Продолжение)
Мы продолжаем рассказ об интересной истории Тимптонского (ныне Нерюнгринского) района – самого южного района в Якутии. Эти уникальные и частно неожиданные сведения в течение многих лет находит научная историко-краеведческая экспедиция которую организовал краевед и историк, основатель исторического музея в Нерюнгри «Мир времени» Александр Андреевич Кошуков.
РОЖДЕНИЕ ТИМПТОНСКОГО РАЙОНА
После установления на всей территории Якутии Советской власти, 27 апреля 1922 года была основана Якутская АССР. Пришло время навести порядок с административно-территориальным делением республики. В 1925 году начался процесс районирования на всей большой территории молодой республики.
Районирование стало первой попыткой поделить созданную в 1922 году Якутскую АССР на административные округа. 6 августа 1925 года президиум ЯЦИК образовал самостоятельный Алданский административный округ, состоящий из Алдано-Тимптонского, Тунгиро-Олекминского районов, Якутского и Олёкминского округов.
Из-за больших территорий и малой плотности населения процесс районирования шел достаточно медленно, рассказал Александр Кошуков. Историческое событие в жизни района произошло 29 декабря 1926 года, именно эта дата, является датой рождения Тимптонского (Нерюнгринского) района, 99 лет назад в этот день открылся первый съезд туземцев (говоря современным языком - коренных местных жителей, то есть эвенков) Тимптонского района. На съезде местному населению впервые были разъяснены цели и задачи Советской власти. Район стал районом в современном смысле слова – полноценной административно-территориальной единицей. Он был внесен в официальные документы. Представители Советской власти начали формировать органы управления и организовать жизнь местного населения на новых принципах. Они начали готовить для вышестоящей власти ежегодные отчеты Тимптонского райисполкома, с которыми подробно ознакомились участники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова.
Эти документы сохранились в республиканском и Нерюнгринском районном архивах. Уникальные исторические документы столетней давности отражают качественные изменения, происходившие в советский период на территории только что возникшего района – строительство школ, больниц, борьбу с неграмотностью населения и другие.
Через год, в декабре 1927 года, когда столицу района перевели из Якута в Нагорный, и в Нагорном начали строить первое здание Тимптонского райисполкома. В том же здании разместили школу с интернатом.
ТРАССА И ПЕРВЫЕ ПОСЕЛКИ
Уже в мае 1925 года, то есть даже ещё до официального рождения Тимптонского района, советское правительство вернулось к появившейся в царские времена теме строительства автомобильной дороги от Амура через Алдан до Якутска. Управление дорогой находилось в Амурской области. Дорога только называлась автомобильной, потому что собственно автомобилей здесь еще не было. Трассу заняли верблюды, доставляемые из Монголии, и олени местных эвенков, для которых, говоря современным языком, «транспортные услуги» - перевозки людей и грузов на оленях - стали важнейшей статьей дохода. Во время строительства дороги через каждые 25 километров на трассе ставили зимовья, которые назывались «будками». В будках можно было остановиться, чтобы передохнуть, здесь же ремонтировали появившийся первый автотранспорт.
В связи со строительством Амуро-Якутской автомагистрали, в 1924 году, всего с одного первого дома, начинался поселок Нагорный. На фоне отсутствия других поселков Нагорный быстро и легко стал обладателем статуса столица Тимптонского района. К посёлку также относились близлежащие (5-15 километров) дорожные будки «Якут», «Новая будка», «Делегатка», «Орочон».
В том же 1926 году, с приходом первых 19-ти постоянных жителей (14 мужчин и 5 женщин) был образован поселок Чульман. Это тоже была своего рода «будка», перевалочная база для строителей и эксплуатационников построенная на трассе.
В 1927 году в Утёсном была проложена гужевая дорога из Нагорного и проведена первая телефонная линия. Поселок сначала назывался Утёсный, позже получив название Чульман по имени реки, протекающей по окраине поселка. В 1928 году Утёсный был переименован в автопункт Чульман, и здесь была образована следующая автодорожная будка по ремонту автомобилей. Слово Чульман образовалось от эвенкийского слова «Чулба», «Чулма», «Чулман» - что в переводе обозначает кремень, кварц, белый камень.
Третьим населенным пунктом на той же строящейся трассе, одновременно с Нагорным и Чульманом, стало село Золотинка (в 1977 году переименовано в Иенгру). Первое упоминание села прозвучало в книге «Список населенных зимних пунктов» статистического управления Якутской АССР, изданной в 1926 году. Первым жителем Золотинки был вольный старатель-копач, построивший в этом месте первый балок. Имя его не установлено, но вокруг его балка Советская власть начала концентрировать коренное население – эвенков.
В документе под названием «Отчетный доклад о работе Тимтонского районного исполнительного комитета за период с начала 1926 по январь 1928 года» говорится о настойчивом стремлении новой власти закрепить эвенков на постоянном месте жительства. Таким местом в Тимтонском районе была выбрана Золотинка. Эвенков сознательно собирали в одно село в рамках укрупнения и организации хозяйства при Советской власти. Так легче было управлять населением, учитывать человеческие и кадровые ресурсы, организовывать экономическую и общественную деятельность коренных жителей, контролировать процессы обучения и ликвидации безграмотности.
Новые власти и коренные жители в Тимптонском районе достаточно быстро нашли общий язык. В отчете Тимтонского райисполкома за 1926-1928 годы отмечается, что «туземцы видят в лице райисполкома, как советского органа, защитника своих интересов, обращаются по всем вопросам в райисполком, охотно посещают созываемые собрания, а также охотно идут навстречу всем мероприятиям райисполкома».
Судя по изученным экспедицией Александра Кошукова документам, переход коренных жителей к оседлому образу жизни под руководством Советской власти продвигался достаточно успешно. В июне 1927 года в Золотинке была создана первая трудовая артель «для приобщения в коллективному труду». До сентября 1927 года на 80 процентов было сокращено пьянство среди местного населения. Люди начали следить за своим здоровьем, посещать больницу. Заметно выросло количество учеников в школе. Местные жители начали посещать культурные мероприятия. Поселение эвенков стало настоящим и полноценным селом.
В 1929 году в селе Золотинка был построен первый капитальный дом, и в том же году началось строительство моста через реку Иенгра. В 30-е годы Тимптонский район продолжал успешно развиваться.
ОТКРЫТИЕ ПЕРВОГО УГЛЯ
В 1932 году на Амуро-Якутской автомобильной дороге, в 12 км севернее поселка Чульман, в районе будки «Пионерка» дорожники врубились в мощный угольный пласт. Выходы угля на поверхность стали разрабатываться для местных нужд. Так в Тимптонском районе появились первые шахтеры.
В 1936 году на участке «Пионерка» трестом «Аямзолототранс» была заложена первая штольня, которая поставляла уголь бытовых нужд и кузнечного производства Чульмана. Углем снабжались путейные будки и кочегарки.
Штольня в поселке Угольный уходила в гору примерно на 700 метров. Пласт достигал пятиметровой толщины. Шахтеры закладывали в породу патронированную взрывчатку, все выходили на поверхность, после чего звучал взрыв. Возвращались не сразу, ждали, пока проветрится лава. В первое время вагонетки катали «живой тягой», доставляя 60-70 тонн угля за смену. Позднее, когда шахту передали в трест «Якутуголь», стало поступать первое современное оборудование.
Угольщики 30-х годов стали первопроходцами в месторождениях, щедро и богато окруживших Чульман. Именно они, начав в 1932 году добывать уголь в поселке Пионерка, стояли у истоков угледобывающей промышленности Якутии. В то время еще не было ни таких механизмов, которые есть сегодня, ни таких дорог.
Дорога к золотым месторождениям Якутии еще только начинала строиться, возводился АЯМ. Но уже тогда людей надо было обеспечивать теплом, в том числе углем.
История сохранила фамилии шахтеров-первопроходцев, работников шахт «Пионер» и «Угольный». Это бригадир-посадчик Акрам Ахтямов, проходчик Георгий Герман, фактуровщица Анна Герман, проходчик Виктор Вострокнутов. Шахтеры Акрам Ахтямов и Петр Пермин покоятся на кладбище поселка Пионерка, которое находится рядом, буквально в ста метрах от памятника «Шахтерам-первопроходцам Южной Якутии».
Первыми руководителями шахты участка «Угольный» были Сергей Веселов, Андрей Волобуев и один из самых известных людей в Нерюнгринском районе - Алексей Столыпин, в честь которого в конце ХХ века был установлен памятник на въезде в старый город. Последним руководителем участка «Угольный» был Эрнест Соколовский, который позже стал первым руководителем разреза «Нерюнгринский». При этом работники шахты стали костяком рабочего коллектива нового разреза.
В Чульмане хорошо знают таких ветеранов шахты, как столяр-краснодеревщик Федор Потягаев, машинист котельной Александра Корникова-Потягаева, горный мастер Петр Масеенков, проходчик Владимир Харольский, проходчик Алексей Шульмин, Анатолий Семенов, горный мастер Владимир Иванов.
Именно они и были первыми, начав добывать нерюнгринский, чульманский, чульмаканский уголь еще до Великой Отечественной войны.
Об этом читайте в продолжении истории Тимптонского и Нерюнгринского района, которую досконально изучила историко-краеведческая экспедиция Александра Кошукова.
(продолжение следует)

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев