Мне необходимо угодить сразу трём сторонам: СанПиНам, педагогам и учащимся

В целом, СанПиНы действуют строго в интересах детей, устанавливая ограничения на то, каким может быть расписание. Например, суммарная сложность уроков (сумма коэффициентов трудности предметов в рамках одного дня) должна падать к среде/четвергу. Иными словами, к середине недели учиться должно становиться чуть проще, а не сложнее. Или не рекомендуется ставить кучу сложных предметов в один день и т.д.
Что хотят педагоги? Они в свою очередь хотят очень разного. Кому-то нужно больше окон (окно — это свободный урок, точнее дырка между уроками), кому-то меньше, кто-то хочет работать с утра, а кому-то удобнее выходить со 2-3 урока. Хотелки очень отличаются. Другое дело, когда учитель по семейным обстоятельствам, например, не может прийти к первому уроку — к такому все относятся с пониманием, и я по просьбе администрации школы такие обстоятельства учитываю

При любом раскладе я стараюсь в первую очередь компоновать параллели в один день, то есть чтобы учитель, допустим, все седьмые классы вёл в один день — так удобно, ибо готовиться меньше. Конечно, нужно учитывать количество уроков для подготовки. Можно нашлёпать уроки так, что учителю придётся вечером готовиться к 6-7 урокам — это неприемлемо!
Само собой, СанПиНы и интересы учителей часто противоречат друг другу

Установленными государством нормами жертвовать нельзя, но и педагогам подставу делать не хочется

С этого момента составление расписание становится бесконечным поиском компромисса и непрекращающимися моральными дилеммами. Как выбрать, кому из педагогов вынужденно нагадить в его расписание? А прикол в том, что выбрать зачастую можно

Угодить абсолютно всем — нереально

К слову про «угодить»

Составлять расписание я начинаю с себя любимого, добиваюсь максимального комфортного для меня расклада, и только потом перехожу ко всем остальным коллегам. Не вижу ничего дурного в том, чтобы пользоваться служебным положением и уже который год иметь офигенно удобное расписание

Нельзя не сказать, что разработка расписания — крайне нетривиальная интеллектуальная задача! Чем больше уроков ты ставишь в сетку, тем меньше возможности что-то переставить. Надеюсь, очевидно, что чем меньше свободных клеток в недельной сетке, тем сложнее ставить каждый урок. Когда расписание готово процентов на 80, практически любая перестановка урока у педагога делается через 4-5 параллельных одновременных перестановок у других учителей. Это очень непростые логические задачки!
По ощущениям это похоже на шахматную партию: в какой-то момент приходится продумывать на 3-4 хода вперёд, держа в голове большое число шагов

Когда всё полностью готово, происходит проверка расписания каждого класса на соответствие СанПиНам. Поскольку изначально я делаю расписание, опираясь на удобство педагогов, приходится вносить немало правок, чтобы влезть в установленные нормы. Доделывание расписание под нормы зачастую занимает по времени столько же, сколько вся предыдущая работа, если не больше. На этой стадии ко мне, как правило, присоединяется завуч, не только чтобы по возможности ускорить процесс, но и помочь заметить неочевидные для меня нюансы (надеюсь, с опытом у меня получиться учитывать всё

).

5 этап: расстановка кабинетов. На этом шаге мне необходимо для каждого педагога указать кабинет, в котором он будет вести свои уроки. Самое "весёлое" может произойти в момент, когда окажется, что "бездомному" учителю (то есть тому, у которого нет своего кабинета) негде вести занятие, и тогда вновь запускается увлекательный аттракцион с перестановками уроков


6 этап: финал — самое приятное. Я печатаю расписания по классам — оно и упадёт в родительский чат, а также расписания педагогов — его выдадут коллегам, когда они выйдут из отпуска в конце августа.
Вот такой получается непростой и трудоёмкий процесс

Надеюсь, педагогическая кухня не сильно утомила, но наш проект существует в том числе и для этого

В смысле не утомлять, а кухню показывать

Нет комментариев