В этой статье речь пойдет об инновации, которую инновацией назвать сложно. Более чем уместно назвать это понятие «ретро-инновацией» – вполне, кстати официальный термин :) Все новое по-прежнему хорошо забытое старое. Давайте разберемся, что же такое квиз.
На русский язык «квиз» можно перевести как «викторина».
Однако, сейчас квиз – это вполне себе самодостаточный термин, обозначающий целое движение, появившееся у нас в стране примерно в 2015 году. Иными словами, если вы просто накопируете из интернета кучу ребусов или загадок, это еще не значит, что вы сделали классный квиз.
Отдаленно квиз напоминает «Что? Где? Когда?». Вот только ЧГК обычно представляется как элитарный клуб, где суровые дядьки в шикарных смокингах с умными лицами отвечают на сложные вопросы. Квиз берет это этого только необходимость отвечать в команде на вопросы, а в остальном отталкивается от обратного.
Если мы говорим о целом движении, то имеет место кратко рассказать о так называемых паб-квизах. Называются они так, потому что проводятся в заведениях общепита, где в просторном помещении можно легко рассесться за столы по командам. Все это сопровождается уютной атмосферой, классной фоновой музыкой, бодрым ведущим, постоянно шутящим и проводящим различные интерактивы. Люди могут свободно общаться, заказывать любимую еду и напитки и попутно отвечать на вопросы.
Таким образом, у квиза есть огромный потенциал: коммуникация и интеллектуальное развлечение.
Только в Петербурге можно насчитать с десяток разных квизов (и это я только рекламу, всплывающую ВКонтакте, посчитал). Нетрудно догадаться, что квиз вышел далеко за пределы ресторанов. Квизы проводят в компаниях (кто-то, например, в за настолками вечера коротает, а кто-то в квизы играет), спасибо пандемии – появился целый пласт под названием «онлайн-квизы», в больших фирмах квизы используют как способ объединить коллектив. Неудивительно, что и школы также пытаются догонять тренд.
Что такое квиз по своей форме?
Квиз – это игра на широту интеллекта.
Обычно квиз состоит из 7 раундов, но для школьников чаще всего проводится сокращенный вариант. Каждый тур отличается от другого правилами. В этом месте у авторов квизов есть большое поле для творчества, но как правило, все сводится к нескольким «стандартным» турам, в том или ином виде повторяющимся в любом квизе. Например:
- Классический тур с вопросами на логику.
- «Общая тема» – тур, где ответы объединяются в общую тему,которую нужно угадать.
- Объединение ответов общей «фишкой» (например, все ответы начинаются на букву «а»).
- Аудиотур.
-Визуальные вопросы.
(и еще много-много различных форматов!)
Если у вас еще был вопрос, почему просто не провести ЧГК, то теперь, надеюсь, заметно, что формат квиза заметно шире, именно этим он и интересен!
Зачем это нужно на уроках?
1. Способ рефлексии.
Все перечисленные ранее форматы вполне можно обкатывать, как способ повторить тему. Можно играть целый урок, можно провести один конкретный тур – на него уходит обычно минут 7-10. Уместно будет подсказать детям, что ответами будут термины, звучавшие на уроке, или в теме, которую изучали ранее в течение четверти.
Важно понимать, что информация, поданная в формате необычного вопроса, скорее всего, запомнится лучше, поскольку здесь имеются «крючки» для запоминания: ассоциации, сюжет, эффект неожиданности и т.д.
2. Создание ситуации успеха.
Неоднократно видел, как очень средние по оценкам ученики начинают отлично проявлять себя в квизе. Фишка как раз в том, что формат квиза позволяет не замыкаться в узких рамках. Кто-то эксперт в области кино и сериалов, кто-то ходячий Шазам и все знает о музыке, кто-то прочитал много книг, кто-то отлично умеет вычитывать ключевые слова в вопросах и раскладывать вопрос на составляющие. Каждый ученик может пригодиться в игре и внести свой вклад!
3. Веселый и позитивный формат урока.
Что мы делаем на последних уроках четверти, когда все оценки уже выставлены? Решаем задачи, усиленно готовимся к экзаменам, показываем документальные фильмы … Если честно, заметный энтузиазм вызывает только подготовка к экзамену, да и то не у всех :) Когда в моей жизни появились квизы, проблема, чем занять детей в конце четверти отпала. И самое главное – дети с нетерпением ждут квизов!
4. Коммуникация в команде, умение отстаивать свою точку зрения.
Как ни крути, квиз – это командная игра. Успех во многом зависит от капитана команды, задача которого услышать все версии, и выбрать лучшую, которая и будет записана в бланк ответов. А задача игрока отстоять свою точку зрения, доказать, что нужно отыграть именно его версию. В этом очень классно раскрываются характеры детей. Учитель может понаблюдать, как дети ведут себя на квизе, и обнаружить потенциальных лидеров.
5. Расширение кругозора.
Квиз – это очень странная штука: никогда не знаешь, какие знания тебе понадобятся. Часто, когда играю сам, ловлю себя на мысли, что я не знаю, откуда я что-то знаю :) Просто какой-то выстрел из глубины подсознания … А ведь в жизни это именно так и работает: мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. А потом в самый неожиданный момент знание пригодилось! К сожалению, совершенно неочевидный для детей факт: чем усерднее они учатся в школе, тем выше частота выстреливания из подсознания нужного знания.
6. Читательская грамотность.
Чтобы раскрутить вопрос, из него нужно вычитать ключевые слова. Тот самый случай, когда «дьявол кроется в деталях», ключ к разгадке может быть в одном конкретном слове. Квиз – отличный тренировка навыка быстрого, осмысленного чтения по диагонали.
7. Развитие логического мышления.
Жемчужина любого квиза – это не вопросы на чистое знание, а вопросы, которые нужно покрутить. Раскрутка вопроса на логику – это целое искусство. Нужно разбить вопросы на составные части, понять, какая информация в тексте вопроса лишняя, увидеть ассоциативные связи и т.д. Тут вам и дедукция, и индукция, и анализ, и синтез.
Из личного опыта (вместо заключения)
В моей жизни квизы появились через боль. Моя большой друг и товарищ по педагогическому счастью и несчастью, автор проекта NeПедагогика Евгений Викторович Длиннов долго пытался затащить меня на квиз. Честно признаюсь, не поверил, что это может быть интересно и весело. Подумал, какая-то неуклюжая самодеятельность … Затянуло! Да так, что уже который год играю практически каждую пятницу без длительных перерывов.
Второй раз я не поверил в квизы, когда Евгений предложил мне провести квиз для своих детей в школе. Я категорично заявил, что детям будет тяжко, они не захотят, и еще штук 10 отговорок придумал сходу :) Но меня уломали. Первый шок для меня был, когда дети пришли поиграть в 4 часа дня после уроков – для меня это был подвиг, я бы, будучи подростком не пошел :) Второй шок был, когда игра, которая откровенно получилась сложноватой, нереально зашла детям! Я несмело спросил, проводить ли такое дальше, на что получил ответ: «А когда приходить?» :) Далее подключались все новые и новые классы, и мы устраивали настоящие интеллектуальный баттлы. Итог один – восторг!
И напоследок самое главное – неоднократно я слышал от детей: «Вот бы и на других уроках тоже были квизы».
Уважаемые педагоги, запрос на квизы есть, дети ждут, все в ваших руках!
Нет комментариев