Аляска был открыта для Старого Света в 1732 году русской экспедицией под руководством Михаила Гвоздева и Ивана Фёдорова, Первое достоверно известное поселение было основано русскими на острове Уналашка, предположительно между 1772 и 1775 гг, а первым большим русским поселением стала Гавань Трех Святителей на острове Кадьяк основанная Григорием Шелиховым в 1784 году.
Начиная с 1799 года, эксплуатацией ресурсов Аляски занималась специально учреждённая монополия - гибрид коммерческого предприятия и государственного органа — Российско-американская компания (РАК). основанная Григорием Шелиховым и Николаем Резановым и утверждённая императором Павлом 8 июля 1799 г. Согласно императорскому указу компания получала:
• Монополию на промыслы от 55° северной широты до Берингова пролива (предполагалось, что основой промыслов будет добыча морского зверя – так, шкуру калана (морской выдры) можно было продать в Китае за 300 рублей – сумму, составлявшую годовое жалование морского офицера),
• Право основывать крепости и поселения
• Возможность вести самостоятельную внешнюю политику.
В сентябре 1821 года император Александр I подписал указ, объявляющий Аляску и прилегающие территории исключительной зоной российских интересов. От Берингова пролива до 51-й параллели — китовый промысел, рыболовство, торговля — всё это отныне разрешалось только подданным Российской империи. Статус Аляски закрепили конвенции с Британией (1824) и США (1825). К востоку от Аляски простирались канадские владения Британской империи (формально принадлежавшие «Компании Гудзонова залива»).
За 100 лет (70-е годы XVIII века – 1867 г.) русскими колонизаторами Аляски было создано около 60 поселений. Тем не менее, численность самих поселенцев не превышало максимум 500-800 человек из которых 90% жили в Ново-Архангельске (столица) и на Кадьяке (один из Алеутских островов). Причиной были натянуты отношения с индейцами, и русские предпочитали держаться подальше от воинственных дикарей.
На первых порах предприятие казалось прибыльным, более того, РАК создала впечатляющую инфраструктуру, построив 32 предприятия (среди которых были кузницы, верфи, кирпичные заводы), спустив на воду 13 судов (включая 4 парохода), и даже заведя собственные деньги - «кожаные марки» с печатью РАК
Но вскоре хищническое истребление морского зверя привело к резкому падению его численности и гоняться за каланами по островам в океане, показалось менее выгодным делом, чем возить китайский чай в русский Охотск на судах РАК и покупать у индейцев пушнину. К середине XIX века чай стал давать почти 50% выручки РАК. За 1850 – 1859 гг. выручка составила 8,53 млн. руб., в т. ч. от чая – 4,1 млн, от пушных промыслов – всего 1,71 млн. Расходы за это время составили те же 8,53 млн руб., в т. ч. дивиденды – 1,35 млн, пошлины за чай – 1,76 млн, «за провоз и укупорку чаев» - 0,59 млн, «в капитал» - 0,13 млн… Но зачем была нужна Аляска для торговли китайским чаем?
Тем более, что, как писал барон Фердинанд Врангель, «главный правитель» Русской Америки (в 1829-1835 гг), в колонии наблюдалось «всегдашнее оскудение в наиважнейших предметах». Опытный моряк Врангель знал, о чем говорил - первое российское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского (1803 – 1806) было организовано именно для снабжения РАК. За ним в 1803 – 1868 гг. последовало более 50 плаваний от Финского залива до Аляски, частью кругосветных.
Так что к середине XIX века у российской стороны сложилось мнение, что дальнейшие расходы на содержание и защиту отдалённой и уязвимой Аляски будут перевешивать потенциальную прибыль…
Иллюстрация Рокуэлл Кент "Аляска. Вид с Лисьего острова зимой"
Первым вопрос о продаже Аляски США перед русским правительством поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьёв-Амурский в 1853 году. По мнению сановника, такая сделка была неизбежной. Причиной потенциальной утраты региона, губернатор видел технологическое преимущество США:
«…с изобретением и развитием железных дорог, более ещё, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши .
Но, в то же время продажа Аляски, по мнению Муравьева, позволила бы укрепить позиции России на азиатском побережье Тихого океана перед лицом британской экспансии: «весьма натурально и России, если не владеть всей Восточной Азией; то господствовать на всем азиатском прибрежье Восточного океана. … мы допустили вторгнуться в эту часть Азии англичанам… но дело ещё может поправиться тесной связью нашей с Северо-Американскими Штатами».
Формально предложение о продаже исходило от российского посланника в Вашингтоне Эдуарда Стёкля. Но действительным инициатором сделки был великий князь Константин Николаевич. Великий князь впервые озвучил это предложение весной 1857 года в специальном письме министру иностранных дел Александру Горчакову: "Продажа эта была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что Соединенные Штаты, стремясь к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии воротить их. Между тем эти колонии приносят нам весьма мало пользы, и потеря их не была бы слишком чувствительна и потребовала только вознаграждения нашей Российско-американской компании"
Горчаков поддержал идею, однако реализацию сделки решено было отложить до истечения срока привилегий РАК в 1862 году.
В то же время правительство потребовало отчета о деятельности администрации русский колоний в Америке, достигнутых результатах колонизации и ее перспективах. Результатом работы ревизоров стал «Доклад Комитета об устройстве Русских Американских колоний» опубликованный в Петербурге в 1863 году
«…единственный промысел, которым… еще можно заниматься… есть торговля пушным товаром. Все другие предприятия, как например, исследование и обработка разных руд… не могут принести пользы, ибо доставка всех нужных материалов… и самих рабочих будет стоить огромных издержек и встретит много непреодолимых преград, в особенности вывоза руды… Нет надежды, что подобные предприятия когда-либо могли принести малейшую выгоду… разве только в случае, когда бы в этих местах открыто было присутствие богатых золотых россыпей»
, говорилось в Докладе.
В общем, Доклад отражал не только объективную картину происходящего на Аляске, но и мнение правительства. Были, впрочем, и другие мнения, опирающиеся на «геополитику», так, сотрудник МИД барон Федор Остен Сакен подавал на Высочайшее имя записку, в которой говорилось «что касается до положительных выгод, то… они принадлежат только будущему, но… нынешнее поколение имеет святую обязанность сохранить для будущих поколений каждый клочок земли, лежащей на берегу Океана, имеющего всемирное значение».
16 декабря 1866 года состоялось специальное совещание, на котором присутствовали государь Александр II, великий князь Константин, министры финансов и морского министерства и российский посланник в Вашингтоне. Все участники одобрили идею продажи Аляски. По предложению министерства финансов был определён порог суммы — не менее 5 миллионов долларов золотом. 22 декабря 1866 Александр II утвердил, что...
Западная граница уступаемых территорий проходит через точку в Беринговом проливе под 65°30′ северной широты в ее пересечении с меридианом, отделяющим на равном расстоянии остров Крузенштерна, или Игналук, от острова Ратманова, или Нунар-Бук, и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев