)))
или Как главный исторический музей Мордовии стал развлекательным центром псевдо-исторической реконструкции...
В 1980-х годах среди музейщиков ходила шутка - мол, в каждом краеведческом музее обязательно должно быть чучело красноармейца! Юмор тогда был вполне естественной и, к тому же, пожалуй - единственно возможной реакцией музейных работников на давление советского агитационно-пропагандистского аппарата, предписывавшего строить экспозиции областных и республиканских музеев по раз и навсегда утверждённому идеологическому шаблону, основанному на теории классовой борьбы, учении марксизма-ленинизма, диалектического материализма, научного коммунизма и тому подобному лживому совковому маразму. Однако никто тогда и предположить не мог, что эта старая хохма станет былью спустя десятки лет. Причём именно здесь, у нас - в Саранске...
Началось всё несколько лет назад, когда после некоторой кадровой чехарды очередным директором мордовского краеведческого музея минкультнац республики назначил местного реконструктора Дмитрия Фролова. Для тех, кто не знает, реконструкторы - это такие любители военной истории, своего рода милитаристы, которые в свободное от работы время наряжаются в военные костюмы разных эпох и изображают соответствующие костюму сражения и битвы. Ну, хобби у них такое. Довольно безобидное. Хотя, конечно, есть в этом что-то нарциссическое. Близкое к одноимённому расстройству личности, зафиксированному в соответствующих справочниках и учебниках по психиатрии. Как тут не вспомнить самого знаменитого реконструктора России - питерского доцента-наполеоноведа Олега Соколова, убившего, расчленившего и попытавшегося утопить в Мойке свою юную любовницу и, по совместительству - со
Результат столь выдающегося кадрового решения не заставил себя ждать - совсем скоро в экспозиции главного исторического музея республики появилась целая куча новодельных реконструкторских экспонатов, вопреки всем общепризнанным нормам, правилам и прочим постулатам науки о музеях - музееведения.
Теория и практика музейного дела допускает использование новоделов в музейных экспозициях лишь в самых крайних и научно обоснованных случаях, так как это сопряжено со многими рисками - в первую очередь с утратой аутентичности, которой обладают подлинники. Давно подмечено, что оригиналы, прошедшие сквозь эпохи и прикосновения тысяч рук, имеют особую, непередаваемую через копии энергетику. У новоделов, копий она, понятно, полностью отсутствует. Чрезмерное их использование в музеях приводит к девальвации доверия посетителей к исторической, научно-просветительской ценности музейных экспозиций и коллекций. Как следствие - храм муз, которым должен быть музей, превращается в обычный развлекательный центр, где историческая правда совсем не важна и где её уже невозможно отличить от исторической лжи - фальсификации.
Сейчас уже не совсем понятно - чего в мордовском музее больше - подлинных экспонатов, которыми он славился в прошлом, или же реконструкторских новоделов, не имеющих абсолютно никакой - ни экспозиционнной, ни, понятно, даже мало-мальской исторической ценности. Некоторые залы музея на 90 и более процентов состоят из одних новоделов. И, как водиться, на них, судя по всему, потрачены из бюджета немалые деньги.
Апофеозом бурной деятельности реконструктора Фролова в музее стала установка чучела. Правда, не красноармейца - они сейчас почему-то не особо в чести. Гвоздём экспозиции стало чучело стрельца в реконструкторском кафтане, сапогах и меховой шапке - всё современного пошива под XVII век. Ни одного подлинного настоящего экспоната эпохи на нём нет (((. Так что можно сказать, что это чучело директора-реконструктора Фролова в костюме стрельца, в который он, кстати, очень любит наряжаться и даже иногда водит в нём экскурсии. Вот так и сбылось проклятье... Дошутились музейщики...)))
Справедливости ради отмечу, что не только Фролов отличился установкой чучела стрельца в мордовском музее. Такие манекены, ряженые в стрельцов есть сейчас едва ли не в каждом провинциальном и даже в некоторых столичных музеях. Что это, как не свидетельство скудости мысли, бедности фантазии, зашоренности и общей профессиональной деградации музейного дела и исторического краеведения, задвинутых властью на самую дальнюю пыльную полку российской культуры? Ведь ничего, по сути, с 1980-х годов не изменилось. Просто на смену прежним, уже изрядно заплесневевшим нарративам пришли новые скрепы, штампы и пропагандистские установки - очередные традиционные ценности - такие же лживые, тухлые и беспросветные, как и раньше. Куда ж мы без них? Не можем без того быти... (((
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев