Читай: пять мудрых и пять неразумных человеческих душ.
Мудрые несли светильники и масло, неразумные только светильники.
Светильник символизирует тело,
а масло – милость.
Отсюда происходит слово “полиелей”, то есть многая милость.
Полиелей совершается на утрене, во время пения псалмов
о великой Божией милости
к избранному народу
[См.: Пс. 134; 135],
с повторением слов: “яко в век милость Его. Аллилуиа!”
Мудрые девы, сохранив чистоту телесную и душевную,
сохранили и милость великую, милость к тем, кто был их слабее
и не освободился от греха.
Неразумные, строго соблюдая чистоту телесную,
немилостиво и холодно смотрели на других, надменно осуждая
и презрительно отворачиваясь от них.
“Справедливо называются они неразумными,– пишет святой Нил Синайский,– ибо, преуспев
в трудном и едва возможном –
в девстве, пренебрегли меньшим
и легким”.
Пренебрегли милостью, состраданием, прощением!
Чистые, но пустые и темные светильники!
Когда наступит смерть и тела сойдут под землю, елей милости должен вести душу и освещать ей путь к Вечному Отечеству!
Оставшегося без этого елея поглотит тьма.
Врата тьмы! Как пройти через эти узкие врата?
Душа в страхе и трепете: вокруг нее страшные тени и призраки,
подобные кошмарным снам, мучающим спящего.
Кто помилует? Кто протянет луч света?
Господь помилует и милостивые, ибо сказано:
“Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” [Мф. 5, 7].
Тех, кто был милостив к творениям, и Творец помилует.
Разве это не утешение и истина? Разве не угроза для немилостивых?
По соседству со мной жила одна пожилая женщина.
Было известно, что она всю жизнь хранила телесную чистоту,
и было это похвально и благочестиво, но изо дня в день
она осыпала ядовитыми стрелами живущих в браке и в “грехе”.
С утра до вечера она хвалилась своим девством и поносила тех,
кто жил, как ей казалось, нечистой жизнью.
Один священник сказал в разговоре о ней:
“Если вы не знаете, что такое неразумная дева из евангельской притчи, вот она!”. И действительно, безумие умножается, когда человек имеет только одну добродетель,
а в остальном грешит.
Так путнику во мраке ночи тьма кажется более густой, когда, посмотрев на свет фонаря,
он оглядывается вокруг.
Премудрость заключается
не в одной добродетели, но в их соцветии.
Сказано: “Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его” [Притч. 9, 1].
Та душа премудра, которая стяжала семь основных добродетелей.
Эта притча Христова имеет
и глубокое духовное значение.
Под пятью неразумными девами следует понимать внешние пять чувств.
Кто живет только тем, что видит
и чувствует, без контроля над чувствами и без разума, тот имеет безумную душу.
Когда смерть задернет свой занавес над такой душой,
она останется в полной тьме.
А под пятью разумными девами подразумеваются пять внутренних чувств, которые разумно контролируют внешние чувства
и владеют ими.
Эти внутренние чувства в земной жизни наполняют душу светом,
который остается в ней и светит, когда смерть набрасывает покрывало на чувства внешние.
Но сможешь ли ты постичь это
в твои годы?
Со временем – непременно.
Мир тебе и здравия от Господа!
_
Письмо 53
Марии Ж., на вопрос о значении евангельской притчи
о десяти девах
[См.: Мф. 25, 1–13]
#страстнаяседмица
#притча
#библия
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев