Ещё в эпоху династии Тан (VII-X века) китайские мастера экспериментировали с кобальтовыми соединениями, добиваясь глубоких и насыщенных синих оттенков на фарфоре.
Секрет получения этих уникальных пигментов долгое время держался в строжайшей тайне, передаваясь из поколения в поколение. Со временем технология пришла в Европу и Россию, где мастера с энтузиазмом приступили к изучению и совершенствованию китайских методов.
В России использование кобальта в производстве фарфора получило особое распространение в XVIII-XIX веках, достигнув своего расцвета в рамках Императорского фарфорового завода (ИФЗ), позднее переименованного в ЛФЗ (Ломоносовский фарфоровый завод).
Однако,
«кобальтовая сеточка», ставшая визитной карточкой российского фарфора, появилась значительно позднее, чем первые опыты с кобальтом. Её создание в 1944 году художницей Анной Яцкевич – это не просто новый узор, а символ надежды и возрождения, созданный в самые тяжелые послевоенные времена, сразу после снятия блокады Ленинграда.
Этот элегантный и лаконичный узор, состоящий из переплетающихся тонких линий кобальтового цвета, придает изделиям легкость и изящество, подчеркивая мастерство русских фарфористов. В его создании Анна Яцкевич использовала не только традиционные техники росписи, но и собственные авторские наработки, добавив в узор некоторые символические элементы, основанные на ленинградских мотивах.
Этот узор и сегодня остаётся востребованным, и кобальтовая сеточка продолжает радовать коллекционеров и ценителей русского фарфора по всему миру.
Нет комментариев