И это было очень плохо! Как вспоминал Рукшин, университетские профессора, которые возглавляли городское жюри, сами евреи, глядя на список победителей, вздыхали:
«Мы должны иметь меньше такого сорта победителей».
Такие настроения сказались и на судьбе школьника Перельмана.
По итогам городской математической олимпиады занявшие в ней первые и вторые места должны были пройти отборочный тур с тем, чтобы определиться с участниками Всесоюзной олимпиады.
В следующем году таковыми в Ленинграде оказались ученики Рукшина: Александр Васильев и Николай Шубин, занявшие первые места в своих группах,
Григорий Перельмани еще два мальчика и одна девочка, занявшие вторые места. По правилам все шесть победителей должны были пройти в отборочный тур, но все шестеро были евреями.
Только у двух из них фамилии были не такими откровенно еврейскими как у Перельмана: Васильев была славянской фамилией, а фамилия Шубин была, хоть и еврейской,
но звучала не так вызывающе, как Перельман.
Потому организаторы, чтобы избежать нареканий, предложили отменить отборочный тур, а просто отправить Васильева или Шубина на Всесоюзные соревнования.
Как ни старался, как ни бился Рукшин, отборочный тур не состоялся, и Гриша Перельман на Всесоюзную олимпиаду не поехал.
И это оказалось правильным, ибо в 1981 году Международная математическая олимпиада (англ. International Mathematical Olympiad – IMO) должна была пройти в Вашингтоне в США.
Первым номером советской команды на IMO-81 по итогам Всесоюзной олимпиады стала старшеклассница Наталья Гринберг из Киева.
Но перед этим, в 1980 году США бойкотировали Олимпийские игры в Москве; в 1981 году Рональд Рейган объявил СССР «империей зла»,
а Советский Союз фактически прекратил эмиграцию евреев из страны.
В такой ситуации советские официальные лица никак не могли позволить еврейской девочке представлять СССР на IMO в США.
Тем более, что американские газеты пристально следили за событиями вокруг олимпиады и писали, что Гринберг может остаться в Америке.
В результате Наталье задержали оформление документов на выезд из СССР, она и еще один мальчик не смогли поехать в США.
В итоге советская команда вместо восьми человек состояла из шести, набрала крайне мало очков и заняла необычно низкое девятое место.
Это был провал!
Наталья Гринберг позднее эмигрировала в Германию, стала профессором математики университета в Карлсруэ (Karlsruhe University), а спустя 25 лет,
в 2004-2006 годах, ее сын трижды представлял Германию на IMO, завоевав две серебряные и одну золотую медаль.
Так она смогла утешить себя за пролитые слезы 1981 года
Автор не известен
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев