Майданек
В июле 1944 года 1-й Белорусский фронт, которым командовал маршал Рокоссовский, освобождал Люблин. А под Люблином находился секретный объект – лагерь Майданек. «Дахау № 2» — так сначала называли немцы концлагерь войск СС под Люблином. Потом это название вышло из употребления: по размерам и количеству убитых Майданек превзошел Дахау. За 34 месяца существования этой фабрики смерти через нее прошли 1,5 млн заключенных, и 300 000 из них были уничтожены.
Кормили в Майданеке только один раз в несколько дней — жидкой баландой. Смерти от голода фиксировали регулярно. Массовое убийство людей в газовых камерах началось в лагере в 1942 году. Черный дым из трубы крематория стоял над Майданеком днем и ночью почти два года. В последний момент, когда Красная армия наступала, гитлеровцы попытались уничтожить следы своих преступлений, взорвать и сжечь лагерь. Но печи сохранились, как и обгоревшие скелеты на «складе трупов».
Кровь и пепел
На бараке c газовой камерой была привинчена табличка на немецком: «Помывка и дезинфекция». Сюда заводили по 50 человек, выдавали мыло, просили раздеться. Жертвы входили в душевую, дверь плотно закрывалась, и из отверстий на потолке шел убивающий газ. Дежурные эсэсовцы с любопытством наблюдали за казнью в дверной глазок. Они, как правило, даже не испытывали особой ненависти к евреям, полякам, русским, цыганам. Просто не считали их людьми и «делали свою работу». На полях Майданека росла сочная капуста на человеческой крови и пепле. Оказалось, что это хорошее удобрение.
Охранники любили шутить. Ставили арестанта перед сараем — и заставляли замереть. Эсэсовец направлял на него пистолет и с криком стрелял мимо. Одновременно другой немец бил несчастного сзади доской по голове. Если заключенный умирал — считалось, что шутка не удалась. Составляли акт о самоубийстве. Если же он терял сознание, а потом открывал глаза, эсэсовцы начинали прыгать вокруг него с веселыми криками: «Ты на том свете! Ты видишь, что и на том свете немцы, мы повсюду и везде!»
Тайна Третьего рейха
Это был первый крупный лагерь смерти, который освободили от гитлеровцев. В бараках бойцы нашли до крайности истощенных людей, которым незамедлительно оказали медицинскую помощь. Увидели детей с разрезанными руками: у них брали кровь для немецких раненых. «Мы застали еще работающие печи, рядом с которыми грудами и штабелями лежали тела умерших узников лагеря, их просто немцы не успели сжечь. Мы испытали ощущение подлинного ужаса, бойцы стояли в оцепенении, не в силах сдвинуться с места, некоторые не могли сдержать слез», — вспоминал разведчик Захар Красильщиков.
Так тем летом бойцы Красной армии раскрыли еще одну черную тайну Третьего рейха. Тогда мир узнал правду о немецких лагерях смерти. Но не все поверили в «советскую пропаганду» — даже союзники по антигитлеровской коалиции. Все выглядело слишком жестоко, бесчеловечно. Фантастически! Даже видеозаписи, которые сделал знаменитый режиссер-военкор Роман Кармен, не убедили скептиков.
Первое подробное свидетельство о жизни Майданека записал один из выживших узников — словацкий еврей Дионис Ленард, которому еще в 1942 году удалось бежать из лагеря. Но его записи опубликовали только через 20 лет.
Ворота ада
Освенцим (по-немецки – Аушвиц) – польский город, расположенный неподалеку от древнего Кракова. Первый лагерь там основали весной 1940-го, на месте бывших казарм, по приказу Гиммлера. Тогда заключенными лагеря стали пленные поляки – 728 человек. Под дулами автоматов они возводили бараки Освенцима и дома для немецких «хозяев жизни». Потом к ним добавили польских и венгерских евреев, цыган, коммунистов. Каждого, кто входил в лагерь, встречала надпись на воротах: «Труд делает свободным» — циничная ложь в стиле Гиммлера, которого вдохновляла расовая теория Гитлера. Немцы никому из узников не собирались давать свободу. Комендант лагеря Рудольф Хёсс говорил куда откровеннее: из Освенцима только один выход — через трубу крематория.
Узников ежедневно свозили в лагерь в битком набитых вагонах. Многие приезжали уже мертвыми – их без проволочек сжигали. Уже в июле 1941-го туда привезли первых советских пленных – несколько сотен человек и всех в считанные дни казнили.
В первые полтора года людей уничтожали обычным способом – расстреливали возле ям и там же зарывали – по 200 человек. Эту часть лагеря, хранившую память о безымянных захоронениях, узники называли «аллеей Гитлера». Потом построили печи, в которых людей педантично сжигали. Это сооружение напоминало завод по изготовления извести. Узники превращались в пепел за 8-9 минут.
В сентябре 1941 года в Аушвице впервые провели испытание на людях газа «Циклон Б». Жертвами стали 600 советских военнопленных и 250 поляков. Их заперли в подвалах блока №12 – и пустили туда ядовитый газ. Люди пытались вырваться наружу, но выход немцы забаррикадировали надежно. Через 12 часов надзиратели проверили, как идет эксперимент. Некоторые жертвы были живы. Подвал опять заперли, пустив туда новую порцию «Циклона Б». После этого стали использовать больше газа – и уничтожение узников таким способом поставили на поток.
В 1943 году в Освенцим прибыл человек, имя которого стало синонимом медицинских преступлений. Доктор Менгеле. Убежденный нацист, он занимался врачебными экспериментами, которые должны были повысить продолжительность жизни, плодовитость и выносливость истинных арийцев. Кроме того, Менгеле искал новые способы стерилизации тех, кого считал «недочеловеками», недостойными жить на свете, а тем более иметь потомство — евреев, цыган, славян. Когда у него спросили, как совесть позволяет ему уничтожать столько молодых людей, Менгеле ответил: «Что? Совесть? Моя совесть – это Адольф Гитлер».
Доктор испытывал женщин радиацией и током. Давал детям яд, проводил эксперименты с кровью. В суп заключенным примешивали бром – чтобы мужчины становились апатичны, а у женщин не было менструаций.
В апреле 1945-го Освенцим освободили части Красной армии. После освобождения в бывшем концлагере сразу устроили госпиталь для больных, который возглавила военврач Маргарита Жилинская, после блокадного Ленинграда хорошо знавшая, что такое дистрофия и нервное истощение.
Сколько несчастных погибло в этом лагере, точно неизвестно до сих пор. Цифры называют разные – от 1 до 5 млн.
Имя смерти – Треблинка
Этот лагерь смерти под Варшавой существовал с конца июля 1942-го по июль 1943 года. За это время здесь было убито 870 000 человек. Из них 2000 цыган, почти все остальные — евреи. Виной узников Треблинки была «неправильная» национальность. Других провинностей – даже по зверским нацистским законам – за ними не водилось.
Лагерь создали в рамках акции «Рейнхард» — нацистского плана уничтожения евреев на территории польского генерал-губернаторства. В тайну существования этого объекта были посвящены только эсэсовцы. Даже своих пособников они в итоге убивали. Ни один человек не должен был уйти живым. И никому не разрешалось приближаться к лагерю. Охранники не раз открывали прицельную стрельбу по случайным прохожим.
В каждой из камер имелась специальная дверь, через которую убирались трупы — их сбрасывали в траншеи, которые выкапывали неподалеку от барака. Днем и ночью работали 10 газовых камер. А для тех, кто был слишком слаб, чтобы самостоятельно дойти до камеры, устроили «лазарет» — огороженную территорию, где развевался флаг Красного Креста. Всех, кто туда попадал, тут же расстреливали.
Весной 1943-го немцы начали прятать следы своих преступлений в Треблинке. Бараки и печи уничтожили и сожгли. Землю вспахали и засеяли цветочками, территорию превратили в ферму. Только в 1946 году поляки обнаружили около Треблинки рвы, следы зданий и караульных вышек, куски колючей проволоки и человеческие останки. Вскоре мир узнал и об этой гитлеровской фабрике смерти.
Мужество по-нацистски
Несколько узников Треблинки выжили и оставили воспоминания. Они рассказали, как начальник лагеря Штенгель «мог часами стоять на высокой насыпи, над могильными рвами, засунув руки в карман, и наблюдать, как сжигают трупы женщин и детей». А его заместитель Курт Франц любил спускать на людей своего огромного пса Бэри, и в конце каждого рабочего дня лично порол кнутом «провинившихся» — тех, кто ослаб и работал недостаточно старательно. Один из заместителей коменданта Сепп Гитрайдер «считался незаменимым при истязании голых женщин и уничтожении грудных детей». Гитлер лично наградил его орденом «за мужество».
Буковый лес
Так переводится с немецкого слово «бухенвальд». 15 июля 1937 года на поляну неподалеку от Веймара в Тюрингии привезли первых заключенных: коммунистов, свидетелей Иеговы, уголовников и евреев. Спать их уложили на голой земле. Бараки для себя и дома для охраны узники строили сами, под дулами автоматов. За 8 лет существования концлагеря за колючую проволоку загнали 250 000 человек, из которых 56 545 сожгли в крематории. Это меньше, чем в Освенциме. В Бухенвальде уделяли больше внимания труду арестантов: они приносили пользу рейху как бесплатная рабочая сила.
В этот лагерь опасно было попадать заключенным с татуировками. Их убивали на месте, а из их разукрашенной кожи шили перчатки, абажуры для ламп и переплеты для книг. Все это дорого ценилось среди немецких богатеев и аристократов. Редкость, как-никак!
В Бухенвальде зверствовал гауптшарфюрер Мартин Зоммер. Он казнил сотни людей на пригорке с деревьями. Специально подвешивал несчастных так низко, чтобы человек думал, что у него есть шанс достать ногами до земли, и, задыхаясь, страдал. Гауптман получал от этого садистическое удовольствием.
Эсэсовские врачи тестировали на узниках вакцину от тифа. 154 человека скончались от нее. Четырех советских военнопленных убили, выясняя, насколько быстро человек погибает от яда. Людей намеренно заражали туберкулезом. Наконец, мазали фосфором и поджигали, чтобы определить, поможет ли новая немецкая лечебная мазь от ожогов.
В Бухенвальде погиб и вождь немецких коммунистов Эрнст Тельман. Но именно здесь работала самая крупная в концлагерях подпольная группа сопротивления. Заключенный Михаил Левшенков по заданию подпольного русского центра выпустил с соратниками 26 номеров газеты «Правда пленных». В специальном подвале прятали детей, которых, согласно уставу лагеря, следовало расстреливать как слабосильных. Там же складывали оружие.
11 апреля 1945 года Бухенвальд восстал. Вооружившись спрятанными винтовками, узники захватили комендатуру. В восстании отличились немец Вальтер Бартель, чех Кветослав Иннеманн, француз Марсель Поль, гражданин СССР Николай Симаков. Эсэсовцы не выдержали такого удара. Часть охранников разбежалась, другая сдалась повстанцам. Через несколько часов к воротам концлагеря подошли солдаты 3-й армии США. Биться за Бухенвальд им не пришлось: лагерь уже был в руках антифашистов. Над ним развивался красный стяг. На виселице болталось чучело Гитлера. Рядом на стене барака была видна надпись: «Гитлер должен умереть, для того чтобы жила Германия».
Но главное – американцы увидели смертельно исхудавших людей, горы трупов и человеческого пепла. У многих офицеров случились нервные срывы.
Как тошнило генерала Паттона
Еще при осмотре филиала лагеря американского генерала Джорджа Паттона вырвало от увиденного. Бургомистр Веймара и его жена, после того как американцы насильно провели их по Бухенвальду, повесились в собственном доме. Бараки, истощенные люди, пепел из человеческих останков, горы костей… Потом американцы собрали женщин Веймара и окрестных деревень и провели им экскурсию по лагерю, чтобы те увидели, чем занимались их мужья.
На следующий день президент США Франклин Рузвельт позвонил премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю и очень серьезно рассказал ему о том, что «большевики не врали», что немцы совершают в концлагерях чудовищные преступления. Только тогда союзники поняли, что имеют дело с дьявольской силой.
Сергей АЛДОНИН
«Архивы» № 5, 2025 г.
Нет комментариев